В год 200-летия великого итальянского композитора оперные артисты по всему миру ставят его произведения. И геликоновская постановка, безусловно, - одна из самых ярких и значительных среди них. Темы лидера и оппозиции, заговора и предательства, предсказания и убийства все это наша сегодняшняя политическая реальность. Не случайно, герои вердиевского шедевра у режиссера Дмитрия Бертмана - в современных офисных костюмах, с ноутбуками и телекамерами, а вместо волшебной отравы травка от наркодиллера.
Но, пожалуй, самой главной бомбой нынешней премьеры является участие в ней дирижера Симоне Фермани единственного, как он сам себя представляет, прямого потомка Верди и его второй жены Джузеппины Стреппони. Правда, некоторые специалисты считают эту версию бездоказательной и больше похожей на легенду. Но столь же запутанные родственные сюжеты есть и в ряде опер самого великого итальянца, особенно в "Трубадуре", что косвенно подтверждает их автобиографичность. Впрочем, это не меняет сути в лице возможного вердиевского пра-пра-правнука мы получили не просто дальнего родственника гения, воспользовавшегося своим семейным положением, а высочайшего профессионала, превосходно знающего музыкальное наследие родной страны и умеющего адаптировать его к непривычным условиям иной национальной среды.
Источник фото: http://www.rg.ru
Собственно, постановочная сторона геликоновского "Бала-маскарада" довольно ординарна. Действие происходит в абсолютно нейтральном офисном пространстве при довольно скупых декорациях, за исключением сцены Второго акта, где заброшенное поле с дурман-травой превращается в улицу Красных фонарей, где торгуют стриптизом и наркотой. Хотя и это уже давно общее место в современной режиссуре. Но Бертман не был бы собой без последнего решающего аккорда самого заключительного Бала-маскарада, занимающего по времени не более 1/10 всего действа. Но именно здесь разворачивается главная финальная картина спектакля вся труппа, а это около полусотни человек, выходит на сцену в масках современных политиков и шоу-звезд от Берлускони, Саркози, Обамы и Елизаветы Второй до Мадонны, Лоллобриджиды, Депардье и Ксюши Собчак. Эдакий шабаш из "Мастера и Маграриты" наоборот. У Булгакова убийцы и подонки, а тут - паблисити и гламур, но тоже приводящие к убийству. Кстати, убиенный герой блестящая работа Максима Пастера из Большого театра, на фоне которого не затерялись и остальные геликоновцы. Их премьерные показы продлятся до 13 сентября.
Анатолий Лысенков специально для радио "Орфей"