В Германии продолжаются концерты IX международного музыкального фестиваля Musikfest Berlin. 5 сентября на сцене Берлинской филармонии выступил оркестр Берлинского радио под управлением своего главного дирижера Марека Яновского.
Концепция программ немецкого коллектива всегда тщательно продумана, и в этом, несомненно, заслуга Яновского. Все сочинения в программе вечера отмечены драматизмом и трагическим настроением. Это относится и к Четырем пьесам для оркестра, соч.12 Белы Бартока, открывших первое отделение, и к Траурной музыке для скрипки и струнных Карла Амадеуса Хартмана, где солировала известная немецкая скрипачка Изабель Фауст.
Изабель Фауст: «Это очень мощное произведение, одно из лучших сочинений Хартмана и, возможно, самое известное. Многие его опусы до сих пор остаются в тени: этого автора еще предстоит открыть. Пьеса очень яркая, впечатляющая, ясная по структуре, наполненная страстью и эмоциями...»
Во втором отделении прозвучала Тринадцатая симфония Д.Д. Шостаковича «Бабий Яр» на тексты Евгения Евтушенко, исполненная в немецком переводе. В исполнении приянли участие: мужская группа Эстонского национального хора под руководством Микко Юлеойя, немецкий бас Гюнтер Гройсбёк, оркестр Берлинского радио с маэстро Мареком Яновским.
Темы, которые волновали Шостаковича и Евтушенко, актуальны и сегодня.
Марек Яновский: «Поэтический текст симфонии очень глубокий, и это стало одной из причин моего решения исполнить его по-немецки, а не в оригинале, по-русски. Конечно, я очень высоко ценю Шостаковича. Среди его симфоний мои любимые Пятнадцатая, Четырнадцатая и Четвертая. Тринадцатая мне нравится чуть меньше, хотя, безусловно, это очень впечатляющее, глубокое произведение, и мы сегодня сделали все, что в наших силах, чтобы исполнить его как можно лучше».
Звучание оркестра и хора отличалось особой рельефностью и насыщенностью, декламационные монологи солиста Гюнтера Гройсбёка были наполнены экспрессией и трагизмом.
Виктор Александров, Берлин (Германия), радио «Орфей»