В начале осени в немецкой столице традиционно проходит масштабный музыкальный фестиваль Musikfest Berlin.
Этот форум является частью универсального марафона Berliner Festspiele, в сферу которого входят академическая музыка, джаз и литература.
Концерты Musikfest Berlin проходят в Большом и камерном залах филармонии, Концертхаусе, церкви Святого Креста и Академии художеств.
Фестиваль 2013 года посвящен крупнейшим композиторам Восточной Европы XX столетия: Беле Бартоку, Леошу Яначеку и Витольду Лютославскому.
100-летие со дня рождения классика польской музыки Витольда Лютославского широко отмечается в мире. Радио «Орфей» уже информировало вас прошлой зимой о юбилейных торжествах в Варшаве. Сегодня праздник музыки польского автора переместился в Берлин.
Другая часть смотра посвящена еще одному юбиляру этого года английскому композитору Бенджамину Бриттену. Его музыка представлена в окружении поздних симфоний Дмитрия Шостаковича, что вполне закономерно. Ведь этих композиторов связывали дружеские и творческие узы.
Еще одна грань фестивальной программы диалог Маурицио Кагеля и Игоря Стравинского, своеобразная попытка проследить эволюцию творчества обоих авторов на примере камерных сочинений.
Напомню, что фестиваль Musikfest Berlin открылся 30 августа концертом «Хаген квартета» (Австрия).
В течение двух с половиной недель в Берлине состоятся концерты лучших оркестров мира, ансамблей и солистов из Европы и Америки. Среди дирижеров такие имена как сэр Саймон Рэттл, Марис Янсонс, Эса Пекка Салонен, Даниэль Баренбойм, Манфред Хоннек, Даниэле Гатти, Алан Гилберт и многие другие.
Афишу фестиваля украшают концерты пианистов Пьера Лорана Эмара и Андраша Шиффа.
4 сентября в Берлинской филармонии играл Амстердамский Королевский оркестр «Концертгебау» под управлением итальянского дирижера Даниэле Гатти.
Траурная музыка для струнных Витольда Лютославского, открывшая концерт, написана в 1958 году и посвящена памяти Белы Бартока.
Солистом в берлинском концерте Амстердамского оркестра Концертгебау выступил давний друг и творческий партнер коллектива известный пианист Ефим Бронфман. Его трактовка Третьего фортепианного концерта Белы Бартока отличалась многообразием красок.
Ефим Бронфман: «Третий концерт для фортепиано с оркестром одно из последних сочинений Белы Бартока. Его музыка гениальна, она написана уже совершенно в другом стиле, не в настоящем, как например, жестокая музыка Второго или Первого концертов. Это очень красивая и тихая музыка. Как-то она посвящена жизни самого Бартока, его прошлому. Здесь много ностальгических нот, некоторой грусти и в то же время много природы в этой музыке »
Кульминацией гастролей амстердамцев в Берлине стало исполнение Первой и Второй Сюит из балета С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Даниэле Гатти тонко и глубоко чувствует природу русской музыки. Стихия балетного танца Прокофьева, драматические коллизии сюжета Шекспира нашли яркое выражение в интерпретации харизматичного итальянского маэстро.
Виктор Александров, Берлин (Германия), радио «Орфей»