6 сентября в Рахманиновском зале Консерватории состоится концерт, посвящённый 100-летию со дня рождения Заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР, профессора Московской консерватории Артёма Петровича Агажанова.
Артём Петрович Агажанов — создатель уникальной системы развития ладового слуха, наиболее полно изложенной в трёх выпусках «Курса сольфеджио», на которых воспитываются вот уже более полувека многие музыканты. Он работал на кафедре теории музыки Московской консерватории, совмещая преподавание с научно-методической и творческой деятельностью. За это время его учениками стали сотни известных музыкантов. Среди них: И. Архипова, А. Бабаджанян, Л. Болдин, Д. Китаенко, В. Минин, В. Калистратов, А. Масленников, Г. Писаренко, П. Скусниченко, О. Эрдели, М. Яшвили, В. Таращенко, Е. Брылёва, А. Науменко и многие другие.
В преддверии юбилейного празднования специальный корреспондент радиостанции "Орфей" Елена Кравцун встретилась с прямыми наследниками дела Артёма Петровича Агажанова. В беседе участвовали: Ирина Артёмовна Агажанова - пианистка, почётный работник культуры города Москвы, директор Детской музыкальной школы им. К.Н. Игумнова; Артём Артёмович Агажанов - композитор, пианист, музыковед и педагог; Елена Петровна Брылёва - ученица Нины Дорлиак, оперная певица, заслуженная артистка Российской Федерации.
Группа профессоров, преподавателей и студентов. Первый ряд -И.В.Способин, С.В.Евсеев, Н.А.Гарбузов, Н.С.Жиляев. Второй ряд - К.В.Квитка, Н.Н.Кувшинников, Ю.М.Тимофеев, Д.И.Грубер. Третий ряд - Туманина, С.С.Скребков. Четвёртый ряд - Ю.В.Келдыш, А.П.Агажанов. Фото из семейного архива Агажановых, 1943г.
Елена Кравцун: Педагогами Артёма Петровича в консерватории были великие теоретики своего времени - Игорь Способин, Лев Мазель. Какие воспоминания были у него о годах учёбы в консерватории, об учителях?
Ирина Агажанова: Артём Петрович оказался в Москве в 1930 году. Годы, предшествующие этому, были очень тяжёлыми, драматичными. Он остался сиротой в результате геноцида турков. Он родился в Западной Армении. Его годы учёбы в консерватории совпали с расцветом музыкальной жизни Москвы. Его окружали потрясающие люди. Он учился в классе профессора Игоря Владимировича Способина, с котороым они были потом неразрывно связаны вплоть до смерти Игоря Владимировича. Все ученики боготворили Способина и всегда собирались в день его рождения либо у нас дома, либо у Фёдора Фёдоровича Мюллера, который жил, как он сам говорил "октавой выше". Я не присутствовала на этих встречах в силу ещё своего юного возраста.