В честь десятилетия Семинара молодых композиторов в Доме творчества «Руза» 22 сентября в Камерном зале Московской филармонии пройдут юбилейные концерты.
Руководитель Семинара, композитор, президент Ассоциации современной музыки Виктор Екимовский рассказал радио "Орфей", что первый концерт "Рузских сезонов" будет посвящён десятилетию Семинара. Прозвучат произведения, созданные композиторами-семинаристами разных лет: Эльмира Низамова (Казань), Елены Савиной (Петрозаводск), Александра Шишова (Москва), Станислава Маковского (Москва), Елены Сажиковой (Ашхабад), Сергея Зятькова (Сургут).
Второй концерт состоит из новейших произведений, которые были написаны по заданию Виктора Екимовского в рамках Семинара нынешнего года. Как известно, 2013 год - год столетия "Весны Священной" Игоря Стравинского. Поэтому композиторам было предложено сочинить музыкальное посвящение великому новатору XX века. Эксперименты Екатерины Хмелевской (Москва), Антона Светличного (Ростов), Александра Жемчужникова (Екатеринбург), Даниила Екимовского (Москва), Марка Булошникова (Нижний Новгород), Ярослава Судзиловского (Москва), Дмитрия Бученкова (Москва) можно будет услышать в этот же вечер, 22 сентября.
Ведущий концертов - эксперт Ассоциации современной музыки, музыковед и доктор искусствоведения Рауф Яковлевич Фархадов (Москва)
Участники Семинара-2013
История композиторских семинаров в России начинается с 60-х годов прошлого века тогда они проводились в Доме творчества «Иваново». Консультантами в разное время были многие видные советские композиторы и ведущие профессора вузов Б.Клюзнер, Н.Пейко, И.Белорусец, Ю.Фортунатов, И.Финкельштейн, А.Боярский и др. Участниками Семинара могли быть молодые композитора со всех республик и городов СССР. Продолжался семинарский курс один месяц - за это время композитор под руководством консультанта должен был написать какое-либо сочинение, а потом отчитаться и показать его в специальной комиссии в Союзе композиторов СССР. Таких семинарских курсов в течение года было 5-6 (в осеннее и зимнее время). В 90-е годы Семинар перестал существовать. В 1994-1998 гг. была предпринята попытка реанимации Семинара в том же ДТК «Иваново» (под руководством С.Беринского).
Композитор Владимир Николаев показывает свои произведения участникам Семинара-2013
В 2003 году Семинар с помощью и по инициативе Союза композиторов РФ возобновил свою работу в Доме творчества «Руза» под руководством консультанта В.Екимовского, где каждому семинаристу предоставляется отдельная дача с 1 по 15 сентября.
Работа Семинара включает несколько аспектов:
1) индивидуальные занятия с консультантом (работа над новым сочинением),
2) авторский публичный показ сочинений каждого семинариста с последующим обсуждением,
3) ежедневное лекционное групповое занятие (проводится консультантом) с показом новых и новейших сочинений из отечественной и зарубежной музыки.
С 2010 года в Семинар включаются и молодые музыковеды, участвующие в обсуждении показываемой музыки и работающие с консультантом-музыковедом (Р.Фархадовым) над статьями по проблемам современной музыки.
Консультант музыковедов Рауф Фархадов
Значение Семинара для молодых композиторов и музыковедов огромно это профессиональные курсы повышения квалификации, и неслучайно многие из бывших семинаристов в настоящее время являются членами Союза композиторов России. За 10 лет существования Семинара в нем приняли участие свыше 100 молодых композиторов и музыковедов.
Высказывания семинаристов
Елена Сажикова (Ашхабад Ростов): «Размышляя над тем, что мне дал семинар, прихожу к выводу, что это была, в первую очередь, возможность по-иному переосмыслить своё творчество. У меня сложилось такое впечатление, что за эти две недели я прошла целых несколько этапов, на покорение которых порой уходят месяцы и годы. Не могу сказать точно, в чём это выражается, но больше всего к этому подходит такое определение как "творческое взросление"».
Участник Семинара музыковед Андрей Панкратов (Нижний Новгород)
Антон Светличный (Ростов): «Поездка в дом творчества должна быть для начинающего композитора примерно тем же, чем была де-факто обязательная поездка в Европу для образованного русского дворянина XIX века - не развлечением, а составной частью образования. Дело не в знаниях, которые можно получить на семинаре - они важны, но ехать туда стоило бы даже только для того, чтобы почувствовать за своей спиной дыхание времени и в самой идее места, где созданы идеальные условия для творческой работы, увидеть, кожей ощутить уходящий далеко вглубь веков шлейф огромной гуманистической традиции. В Рузе живешь и работаешь так, как будто попал на страницы неизвестного прежде утопического трактата. Дебюсси советовал всем композиторам слушать "голос ветра, рассказывающего нам историю мира"; в Рузе этот голос слышен так отчетливо, как нигде больше...»