Во Франции на берегах озера Анси постепенно подходит к завершению форум классической музыки – летний международный музыкальный фестиваль «Annecy Classic».
В церкви Святой Бернадетты 29 и 30 августа выступает Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.
В программах двух вечеров - русская и зарубежная симфоническая классика: Верди, Сибелиус, Римский-Корсаков, Лядов, Рахманинов.
Солистами выступят блистательные музыканты современности: скрипач Гидон Кремер, а также артистический директор фестиваля Денис Мацуев.
Многие слушатели и гости фестиваля находятся в предвкушении этих концертов, встреч с маэстро Юрием Темиркановым и его замечательным оркестром.
Несколько дней назад Юрий Хатуевич любезно согласился на интервью для радио «Орфей».
- Юрий Хатуевич, очень приятно Вас снова видеть в Анси на Летнем фестивале классической музыки «Annecy Classic». Вам здесь комфортно? Насколько Вы сочетаете отдых с творческим процессом?
Юрий Темирканов: Дело в том, что наши гастроли обычно превращаются в некое фабричное производство. Мы практически каждый день переезжаем из города в город. А здесь предоставляется уникальная возможность всему оркестру быть на всем фестивале в таком удивительно редком месте, как Анси. Все с удовольствием здесь находятся и увлеченно работают.
- Как Вы относитесь к тому, что Заслуженный оркестр Санкт-Петербургской филармонии избран на фестивале Дениса Мацуева и Паскаля Эсканда в резидентской функции? Пожалуй, такого пестрого списка ежедневных программ музыканты Вашего оркестра не припомнят с Зимнего фестиваля «Площадь искусств»?..
- Конечно, это немного другое по настроению, по тому, что публика хочет услышать. Это все-таки летний фестиваль, хотим мы этого, или нет. И он особенно отличается от Зимнего фестиваля в Петербурге. Мне приятно, что оркестр находится в резидентской функции и работает с замечательными дирижерами и прекрасными солистами на фестивале в Анси.
- Вам нравится слушать выступления своего коллектива с другими дирижерами?
- Признаюсь, я больше волнуюсь, когда дирижирую сам. Даже не знаю почему. Так что особенного удовольствия мне это не доставляет, потому что я волнуюсь как родитель. Знаете, когда дети выступают на сцене - примерно такие же чувства.
- Сегодня в мире так много дирижеров, что уже невозможно уследить за типом музыканта. А что сегодня входит в обязанности современного дирижера? Изменилась ли как-то эта профессия за последнее время? Ведь сейчас за пультом мы все чаще видим исполнителей…
- Надо сказать, и речь не только о дирижерах, сегодня во всем мире культура находится в упадке. Я говорю о настоящей культуре, а, скажем, не о попсе. Она-то к культуре как раз вообще не имеет никакого отношения. Это свой жанр, свой отдельный мир. А если мы говорим о серьезной высокой культуре - о музыке, живописи, театре, архитектуре, опере - то, по моему, все жанры находятся в неком кризисе. И профессия дирижера находится в кризисе. Нет понятия современный и несовременный дирижер. Есть понятие – д-и-р-и-ж-е-р. Конечно, каждая профессия отличается своими принципами. Каждый исполнитель, или дирижер живет в своем времени и зависит от него. Но в принципе это мало сказывается на основе профессии. К сожалению, сегодня во все мире ощущается падение духовности, культуры. Я, может быть, наивно всегда говорю о том, что зря многие правительства стран не понимают, что без культуры, без духовного народа никакого серьезного технического прогресса не может быть - того самого настоящего и постепенного прогресса. Я думаю, что в этом случае России с Путиным очень повезло. Я это хочу особенно подчеркнуть: этот президент понимает значение культуры. Наверное, у него нет такой возможности помочь сразу всем оркестрам России, но все, что он может, он делает. И ему огромная благодарность.
- За годы работы в оркестре Петербургской филармонии Вы смогли максимально реализовать свои творческие идеи?
- Понимаете, оркестр, который вдруг подумает, что он реализовал все свои возможности, обречен на неминуемую погибель. Конечно нет. У меня еще масса творческих идей и проектов, поэтому я продолжаю работать в оркестре. Если бы я посчитал, что все уже сделано, то мне бы сразу надо было оттуда уходить.
- Денис Мацуев – один из тех солистов, с которыми Вы и Ваш оркестр часто выступаете как в России, так и за рубежом. Редко, когда в одном человеке сочетаются обе ипостаси – и солиста, и организатора. Что Вы больше всего цените в Денисе?
- Вчера я был на концерте, где он играл со своими друзьями джаз. Я всегда говорил о том, что он замечательный и уникальный музыкант, но послушав джазовый концерт с его участием, я осознал еще больший масштаб личности этого великого музыканта. Сидя на концерте, я подумал о том, как много дал ему Господь. Кроме этого, Денис сам личностно замечательный парень: он невероятно обаятельный, остроумный и очень деликатный. Вы знаете, не так часто это совпадает в характерах музыкантов. В Денисе удачно сочетаются и прекрасные человеческие качества, но больше всего я ценю в нем ум и невероятный талант.
- И, конечно, еще его предельное внимание к детям и юношеству?..
- Дело в том, что известные артисты много говорят о поколении, о будущем, о том, что надо делать… И все обычно заканчивается словами. А Денис как раз один из тех артистов, который не декларирует ничего, не кричит по телевизорам, что надо, а он закрепляет все на деле. Он второй раз привозит на фестиваль в Анси детей из Сибири. Они здесь играют концерты, для многих из них это чрезвычайно важно. Знаете, что важно прежде всего? То, что ребята приехали во Францию, и каждый из них начинает понимать, что они нужны обществу. А в Сибири они сидят, и мало кого волнуют. Там на них не обращают такого серьезного внимания. А вот поездка за тысячи километров, выступление в зале – каждый из них осознает и понимает, что быть музыкантом это красиво и почетно. Это замечательная профессия, нужная людям.
- Юрий Хатуевич, что бы Вы хотели пожелать фестивалю в Анси?
- Этот фестиваль, благодаря российскому предпринимателю Андрею Чеглакову, который, в принципе, не имея особого отношения к музыке, понимает, что культура – очень важная часть жизни людей, организовал вместе с Денисом этот фестиваль.
В принципе, фестиваль здесь был долгие годы. Однако, ввиду недостатка финансовых средств, здесь в основном устраивались камерные концерты. Но с приходом тех людей, о которых я упоминал выше, фестиваль в Анси буквально преобразился. За несколько лет он стал заметным событием не только во Франции, но и в Европе. Я сердечно желаю этому празднику музыки, чтобы он продолжал расти, и чтобы концерты фестиваля были интересны разным поколениям, в том числе детям. Это очень важно для России, что мы можем сюда приехать и во Франции приобщать их к нашей культуре.
- Я благодарю Вас, Юрий Хатуевич за эту беседу и ждем Вас снова с концертами на этом замечательном фестивале российской культуры.
Беседовал Виктор Александров
Фото предоставлено фестивалем «Annecy Classic»