За плечами молодого кларнетиста Артура Назиуллина победы на престижных международных конкурсах, учеба в Московской Консерватории и в Высшей школе музыки в Германии в классе у легенд духового исполнительства Рафаэля Багдасаряна и Сабины Майер.
Сегодня кларнетист Артур Назиуллин входит в список 10 перспективных музыкантов нового поколения по результатам независимой статистики Международной ассоциации кларнетистов.
Музыкант рассказал "Орфею" о главной миссии своего творчества и новом образовательным проекте, которым он вплотную займется осенью в родной республике Башкортостан.
Артур, сегодня музыканту необходимо обладать качествами организатора. Не у каждого молодого музыканта есть менеджер - и многое приходится делать самому. Права ли я, что Вы плотно занимаетесь развитием своих проектов трио "Light music" и "Art music Band"?
Безусловно, в наше
время музыкант должен обладать и организаторскими способностями. Иначе и быть не может, ведь это всегда совместная
работа.
На фото (слева направо):
Артур Назиуллин, Жерар Аймонче и Арсений Чубачин
Артур, Вы - стипендиант многих культурных фондов. Расскажите, пожалуйста, о своем сотрудничестве с Иветтой Вороновой?
Я связан с фондом «Новые имена» уже более 10 лет, - с 2002 года. Моя встреча с Иветтой Николаевной - это судьба, как и у большинства стипендиатов нашего фонда. Она была великой женщиной, и замечательным человеком, который сумел объединить под своим крылом и дать дорогу в жизнь многим выдающимся музыкантам. Встреча с ней всегда была праздником. Фонд - стал для нас родным домом, где каждый чувствовал ее поддержку, теплоту и участие. Она старалась помочь каждому из нас не только в творчестве, но и в нашей повседневной жизни. По сути, Иветта Николаевна была нашей второй мамой. И светлая память о ней всегда будет жить в наших сердцах!
Благодаря фонду «Новые имена» мне посчастливилось выступать на многих концертных площадках, как в России, так и за рубежом, с ярчайшими музыкантами, с которыми мы сохраняем тесные творческие отношения. Одной из таких судьбоносных встреч, было знакомство с выдающимся пианистом современности Денисом Мацуевым, с которым мы уже долгое время сотрудничаем. Я постоянный участник его международного фестиваля Crescendo, где он ежегодно представляет звезд мировой классической музыки. В сентябре фестиваль «Crescendo» стартует в городе Пскове, программа фестиваля будет разнообразная и интересная. Мне выпала честь выступить на этом фестивале с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова.
Знаю, что Вы состоите в списке 10 перспективных музыкантов по результатам независимой статистики Международной ассоциации кларнетистов. Какие перспективы сейчас есть для кларнетистов в России? Я спрашиваю это еще и потому, что Вы получали образование не только в России, но и в Германии. Какие перспективы открывает для кларнетистов Европа и Россия? Как Вы оцениваете "рынок"?
Что важно в обучении? Прежде всего желание достичь совершенства в своей области. Многое зависит от музыканта исполнителя, какие интересы и цели он преследует в выбранной специальности. Образование в России богато своими традициями, именами и духовностью.
Но что меня поразило в
Европе, это интерес людей к классической музыке. И неважно, выступает ли
начинающий музыкант или артист с большой буквы, залы всегда полны ценителями
высокого искусства. Приятно осознавать, что и в нашей стране стало уделяться
большое внимание культурному воспитанию молодежи. Больше стало строиться новых
концертных залов, отвечающих запросам нашего времени. И реализуются интереснейшие концертные
проекты.
А как обстоят дела в республике Башкортостан?
Республика Башкортостан
сильна своими национальными традициями, многие талантливые музыканты - выходцы из
нашей республики. Ведь даже сам маэстро В.Т. Спиваков родился в городе Уфа.
Мне очень приятно, что в последнее время культура Башкирии выходит на новый творческий этап. И всем этим руководит прекрасный профессиональный музыкант и замечательный человек, Министр культуры РБ Амина Ивниевна Шафикова, на хрупкие плечи которой возложена огромная ответственность по дальнейшему развитию культуры республики. Я сейчас вижу реальный подъем и в свою очередь стараюсь ему способствовать.
В связи с этим, в октябре этого года, я запускаю свой проект из серии благотворительных концертов, по районам и городам республики, что обеспечит доступ жителей региона к культурным ценностям. Это очень интересный для меня проект, так как он содействует культурному и нравственному развитию и повышению творческого потенциала.
Все собранные средства будут переданы музыкальным учреждениям. Я благодарен правительству республики Башкортостан, которое поддержало мою идею в осуществлении благородной миссии.
Вы проводите сами мастер-классы. В том числе и в Уфе. Кто-то из музыкантов критикует этот формат, кто-то считает, что это все равно полезно. Чей мастер-класс поразил лично Вас и каким советом Вы хотели бы поделиться?
Чем важен мастер класс, тем что он может вдохновить, дать желание, новые силы для развития профессионализма в своем искусстве игры. Ученика можно «заразить» своей энергией и дать ему "глоток свежего воздуха", что очень необходимо в отдаленных от столицы городах. Меня часто приглашают с мастер-классами по городам нашей страны и общаясь с детьми я вижу их заворожённые глаза, их желания приблизиться к знаниям, что парой я и сам вдохновляюсь и идет взаимообмен энергетикой.
Я участвовал во многих мастер-классах таких мастеров как: Charles Neidich, Wenzel Fuchs, Karl-heinz Steffens и многих других. Было большим наслаждением заниматься с такими мастерами, так как каждый из них Личность, и им есть чем поделиться.
А какие музыкальные конкурсы популярны в республике?
В республике Башкортостан проходят конкурсы такие как: Международный конкурс имени Наримана Сабитова и Международный конкурс имени Загира Исмагилова. К сожалению, на этих конкурсах не представлена номинация «Духовые инструменты». Необходимо поддерживать и стимулировать российское духовое искусство. В моем плане организовать конкурс для исполнителей на духовых инструментах, для выявления и поддержки талантливой молодежи. Конкурс поможет молодым исполнителям показать себя, а в будущем, сыграет важную роль в развитии культурно-туристического облика республики.
Общаешься с Вами и кажется, что все так легко. Поэтому мне хочется добавить ложку «дегтя» и узнать больше деталей по поводу Вашего образовательного пути, который занял более 10 лет. Ведь наверняка не сразу все давалось, этому предшествовали годы работы. Расскажите о своих педагогах, пожалуйста?
Я очень благодарен каждому моему педагогу. Но главным
человеком в моем становлении как музыканта и личности, сыграла моя мама. Прекрасный
музыкант, доцент Академии искусств имени З.Исмагилова, Заслуженная артистка РБ
- она мой самый
объективный учитель и беспристрастный критик, на которую я всегда могу
положиться.
Свое обучение я начал в Уфе у профессора И.М. Султанова. Это было мое первое
знакомство с кларнетом. Далее я уехал в Казань, и мне безмерно повезло, что я
попал в класс замечательного педагога, фаната своего дела, и просто
фантастического человека И.В. Синекопова. После этого я поступил в Академический
Музыкальный колледж при Московской консерватории в класс выдающегося
профессора, народного артиста России человека обладающего невероятной харизмой,
Р.О Багдасаряна. Обучаясь в колледже при консерватории, я параллельно поступил
в немецкую Высшую школу музыки города Любек в класс легенды духового
исполнительства Sabine Meyer. Я счастлив, что мне выпал шанс получить образование у звезды мирового
масштаба. Обучаясь в Любеке я поступил в Московскую консерваторию к дорогому мне "учителю по жизни"
Рафаэлю Оганесовичу Багдасаряну, и мое обучение шло параллельно в
двух вузах. Закончив обучение в Любеке, я поступаю в Высшую школу музыки
"Hanns Eisler" в Берлин в класс профессора Dithlem Kuhn.
Теперь я и сам педагог, и я вижу насколько важно иметь
около себя мудрого наставника, друга и человека. Ведь человек должен находиться
в поиске, развитии и совершенствовании своего мастерства.
Какую народную песню Вы рекомендовали бы выучить инопланетянину, если бы он
прилетел в Башкортостан для миссии выучить песню? В Москве я бы марсианину
спела «Во поле березка стояла».
Башкирский фольклор очень красив и богат, и когда я надеюсь, Вас приглашу к нам в республику, мы обязательно вместе выберем ту самую песню для Вашего сердца!
Спасибо за приглашение, я его принимаю, но всегда долго собираюсь. А марсиане уже вылетели. Им обязательно нужна песня. Что мы им предложим?
Песен очень много, но я предложил бы народную песню «Уралым» с ее неповторимым национальным колоритом и мелизматикой. Где раскрывается вся душа, широта и гостеприимство башкирского народа.
Артур, в Башкортостане, как мне удалось выяснить, есть не только Национальный симфонический оркестр, но и уникальный оркестр из старинных башкирских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Вы выступали со многими прославленными оркестрами, а был ли у Вас опыт с родными коллективами?
Мой график к счастью расписан задолго вперед. Я сотрудничаю со многими выдающимися коллективами по всему миру. И вот пришло время и я этому несказанно рад, что появилась возможность сыграть концерт с симфоническим оркестром в родном городе. Именно 5 сентября в Уфе пройдет концерт на открытом воздухе Openair. Это большой и серьезный проект, в котором будут выступать молодые звезды Башкортостана. Мне очень приятно, что правительство республики приняло участие в реализации и поддержки культурных проектов подобного рода. Я надеюсь, что это начало большого пути в культуре республики Башкортостан.
Материал подготовила специальный корреспондент радио "Орфей" Екатерина Андреас