В последнюю неделю июля в Латвии проходил международный фестиваль интровертной музыки «Ad Lucem».
Особая атмосфера умиротворения и покоя царит на всех концертах форума, в фокусе внимания которого барочная классика от Баха до сакральных опусов современных композиторов. Пространство времени и диалог эпох, современность и история являются квинтэссенцией смотра. Большая часть концертов проходит в рижских церквях.
В чем же состоит феномен интровертного искусства? Фестиваль «Ad Lucem» как раз находит ответы на эти и другие вопросы, предлагает аудитории соприкоснуться с вечностью и попытаться приоткрыть в себе тайны духовного сознания, уйти от суеты и повседневных забот.
Художественный руководитель форума Сандра Зандберга верит, что людям как воздух необходима встреча с прекрасным.
Сандра Зандберга: «Истинное, натуральное, священное присутствует в любом человеке, где бы он не находился: в церкви, на природе или на бурной улице. Каждый человек в своем сердце чувствует, что он связан с самым истинным, что вообще существует. И это способен ощутить каждый из нас посредством музыки »
Фестиваль «Ad Lucem» ежегодно устраивается в Латвии в середине лета. Его концепцию отличают высококачественные художественные программы, тщательный отбор исполнителей, а также восприятие искусства как средство выражения духовности.
В этом году фестиваль открылся в Рижской церкви Святого Иоанна концертом ансамбля «Sarband», художественным руководителем которого является известный немецкий музыкант болгарского происхождения Владимир Иванов. В составе коллектива также заняты: Мириам Андерсен (Швеция - вокал, готическая арфа и горн) и Фадиа эль-Хаге (Ливан, вокал).
Музыканты представили раритетную программу «Vox Feminae» путь женщины к Богу, в стиле древней, традиционной сакральной музыки Запада и Востока.
Часть концертов фестиваля «Ad Lucem» проходит далеко за пределами Риги. Мне довелось побывать на выступлении хора Латвийского радио под управлением Сигвардса Клявы в старинном городе Гулбене на северо-востоке Латвии. В переводе с латышского Гулбене означает лебедь. Когда-то в этих местах обитали красивые дикие птицы, которые считались достопримечательностью региона.
В Евангелически-лютеранской церкви XIX века, чудом сохранившейся и по сей день, хор Латвийского радио под управлением Сигвардса Клявы исполнил духовные сочинения Арво Пярта, Валентина Сильвестрова и современного классика латышской музыки Петериса Васкса.
Одно из последних сочинений, созданных Васксом для хора, цикл «Песни любви» стал данью памяти недавно ушедшего поэта Латвии Иманта Зиедониса.
- Петерис, обычно у Вас долго вынашивается идея написания произведения. Хоровой цикл «Песни любви» на стихи Иманта Зиедониса достаточно быстро был написан. Как так получилось? Вас посетило какое-то сиюминутное озарение?
Петерис Васкс: «В день похорон поэта как будто ангелы пролетели в небе над Латвией. В душе создалось какое-то фантастическое ощущение. И я после этого прощания с поэтом отправился домой, открыл маленькую книжку Иманта Зиедониса стихотворения о любви и написал очень тихие, нежные песни, полные лирики. С кончиной Зиедониса многие люди снова стали читать его стихотворения, в частности гениальные «Эпифании» поэта, многие из композиторов задались целью писать музыку на его тексты».
- Вы рассчитывали свое сочинение на хор Латвийского радио и Сигвардса Кляву?
Петерис Васкс: «Да, Сигвардс Клява и хор Латвийского радио часто исполняют мою хоровую музыку. Примечателен один из последних альбомов коллектива с моими произведениями «Plainscapes» («Равнинные пейзажи»)».
Гостем латвийского фестиваля «Ad Lucem» стал французский виолончелист Анри Демаркетт. Его выступление с Виолончельными сюитами И.С.Баха в Домском соборе Риги, предваряло его же участие в концерте «Вечерние молитвы» вместе с хором Латвийского радио под сводами Церкви Святого Петра.
Отрадно, что в Латвии и сегодня сохранилась великая традиция хорового искусства. Сигвардс Клява, руководитель хора Латвийского радио, успешно продолжает принципы, заложенные его предшественниками в хоровом деле.
Сигвардс Клява: «Одно дело - название фестиваля, а другое - ощущение времени. Я осознаю, что время вообще как-то интенсивнее протекает. Наверное, все процессы становятся быстрее: люди начинают работать, шагать и думать быстрее. В результате мы имеем дефицит свободного и счастливого покоя. Такой покой мы воспринимаем как в сакральной, так и в профанной сфере. Это возможно связано с тем, что у людей развивается большая принадлежность к любви. Ведь любовь единственная вещь, которая способна остановить время. Надо как-то тянуться к этой высшей точке. Но, в музыке очень много абстрактности, и иногда каждое место, где эта музыка оживляет, ты можешь разговаривать со своими чувствами. Конечно, у каждого автора есть свой рассказ. Потому и такая великолепная вещь получается, что мы саму программу можем делать как фреску».
Духовная музыка Валентина Сильвестрова таит в себе немало мистических откровений, одним из которых стало волшебное исполнение хора «Ночь» из триптиха «Аллилуйя» (соч. 2006 года).
Виктор Александров (Рига Гулбене, Латвия) специально для радио «Орфей»