27 и 28 июля на Новой сцене Мариинского театра под занавес фестиваля «Звезды белых ночей» состоялась долгожданная премьера сезона - опера Родиона Щедрина «Левша».
Сценическое воплощение спектакля осуществили: режиссер Алексей Степанюк, художник-постановщик Александр Орлов, ассистент художника Юрий Сучков, художник по костюмам Ирина Чередникова, хормейстер Андрей Петренко, художник по свету Александр Сиваев. За дирижерским пультом маэстро Валерий Гергиев.
Валерий Гергиев: «Левша» - крупнейшее произведение новейшей русской музыки: мне кажется, благодаря своим высочайшим музыкальным качествам блестящий оркестр, колоссальные хоровые и сольные партии, а также опора на могучую русскую литературную сокровищницу. И это не первое обращение Родиона Щедрина к творчеству Николая Лескова, равно как и его старшего современника Дмитрия Шостаковича. Все это вместе, я надеюсь, делает перспективы нашей работы самыми великолепными и многообещающими. Мне хочется, чтобы не одно поколение певцов Мариинского театра обращалось к данным ролям. Спектакль сделан всерьез. Меня очень тронуло это посвящение Родиона Константиновича. Я считаю, что мы все правильно сделали, опираясь на собственную уверенность в том, что нельзя без современников делать современную историю театра, причем любого театра, тем более такого, как Мариинский. Театр создают лидеры! И первейшим лидером лидеров является автор - Композитор. Я очень надеюсь, что спектакль «Левша» будет одной из визитных карточек Мариинского театра...».
Концертное исполнение «Левши» состоялось еще в конце июня. Напомню, что опера была написана Родионом Щедриным специально для второй сцены Мариинского театра и посвящена 60-летию Валерия Гергиева. Кстати, монограмма фамилии дирижера зашифрована в хитроумном плетении музыкальной ткани сочинения.
«Левша» наряду с «Очарованным странником» и хоровой литургией «Запечатленный ангел» стал третьей партитурой Родиона Щедрина, в которой он обратился к творчеству любимого им Николая Лескова. Композитор старался максимально выпукло передать характеры главных героев оперы-притчи.
Родион Щедрин: «Левша» самая известная повесть Николая Лескова. В России ее знают все. Сочинение предоставляет богатейший материал для оперного сюжета. Уже сама фабула повествования гротесковое преувеличение. Что это? Библейская притча, ярмарочный балаганный миф, эпическое сказание?.. Яркие, сочные, контрастирующие характеры. Русские цари Александр I, Николай I, Зимний дворец, английский королевский двор. Буффонада и трагедия. Смех сквозь слезы... А если заглянуть чуть вглубь, то и очевидное художественное противопоставление двух форм бытия рациональной британской и иррациональной русской».
В своей опере-притче, сказе о тульском косом Левше, Родион Щедрин прибегнул и к написанию либретто, в котором не раз использовал лексикон Лескова, в частности такие словообразования как: «мелкоскоп» (т.е. «микроскоп»), или «тугамент» (в переводе на современный язык документ).
Фабулу сюжета спектакля дополняют специально введенный композитором ряд женских персонажей: английские невесты Левши, блондинки и брюнетки разговорные женщины (солисты оперы и миманса театра), а также Блоха, изящная и комичная Кристина Алиева (колоратурное сопрано).
Левша оружейных дел мастер превзошел английских умельцев: он сумел подковать крохотную стальную блоху, но судьба не уготовила счастья главному герою. Гений оказался невостребованным в своем отечестве - потому и умер.
В партии Левши выступил тенор Андрей Попов блестящий характерный герой. Артист испытывает особое сострадание и нежность к своему персонажу.
Андрей Попов: «Левша - абсолютно русский персонаж, стереотип русской души. Это произведение и создано для того, чтобы вести куда-то зрителя, поэтому оно и обладает таким духовным ориентиром».
Родион Щедрин остался в восторге от работы с маэстро Валерием Гергиевым и труппой Мариинки.
Родион Щедрин: «Когда я в первый раз пришел с Гергиевым на репетицию в концертмейстерский класс, мы сказали друг другу, что у певцов нет отторжения к музыкальному материалу. Это часто чувствуется. Артисты отнеслись замечательно к работе. Вся труппа хор, солисты, оркестр и, безусловно, сам Гергиев абсолютный феномен! Мне довелось работатьс хорошими дирижерами в своей жизни, однако Валерий Гергиев схватывает партитуру быстрее всех, буквально вмиг он все понимает - драматургию сочинения, как все это уравновесить. В общем, я бесконечно рад, что Валерий Гергиев вложил в мою партитуру множество сил своего огромного гения».
Расширенный состав оркестра Родион Щедрин дополнил такими инструментами, как дудук, клавесин, жалейки, домры и баян.
Партитура сочинения изобилует универсальным языком и широким спектром колористических средств. Щедрин, не изменяя собственному стилю, находится в русле минималистской эстетики, неразрывно связанной с архаикой русского фольклора.
Оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым порадовал мобильностью и ярким звучанием. Отмечу предельную концентрацию внимания дирижера к сложнейшей партитуре Родиона Щедрина. В одной из оркестровых интерлюдий, выполняющих роль сквозного развития действия оперы, «Куйка аглицкой блохи на русский лад» - стереофонический эффект достигался уравновешенным балансом между хором и оркестром.
Постановка Алексея Степанюка - это пестрый мир героев повести Николая Лескова, отмеченный горькой лирикой, вызывающей эксцентрикой и нарочитым эпатажем отдельных сцен.
В основе спектакля сосуществуют два мира: Россия и Англия. Таким образом, полифония пластов музыки Родиона Щедрина выражена в режиссуре Алексея Степанюка двухъярусной конструкцией. Сверху мы видим заснеженные просторы и наблюдаем обыденную деревенскую жизнь дореволюционной России, а снизу взору зрителя открывается технически оснащенный мир английского прогресса на заднем фоне кадры видеопроекции сопровождают летящие дирижабли, воздушные шары и движущиеся паровозы.
Два мира присутствуют и в душе самого Левши. С одной стороны он талантливый механик-самоучка, а с другой его внутренняя сущность рвется на российские просторы. Левше тесен и неуютен искусственный мир английского истеблишмента. Костюмы спектакля достаточно условны и разнообразны и не противоречат историческим реалиям сюжета.
Отмечу также превосходную вокальную и актерскую работу артистов, занятых в Мариинской премьере «Левши»: Эдуарда Цанги в роли лихого вояки Атамана Платова; Владимира Мороза в партии русских монархов Александра I и Николая I; экстравагантной Марии Максаковой в роли Принцессы Шарлотты, дочери английского короля Георга III.
В финале спектакля, в сцене отпевания Левши звучит молитвенный хор. Родион Щедрин вводит духовные тексты русских православных песнопений, как мерцание вечного света сквозь призму истории.
Публика очень тепло и благосклонно приняла новое произведение Родиона Щедрина, устроив артистам продолжительную овацию.
Известно, что следующий 231-й сезон откроется 9 сентября в Мариинке второй премьерой оперы «Левша» Родиона Щедрина, за дирижерским пультом Валерий Гергиев.
А нынешний XXI международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей» завершен. В течение нескольких месяцев мы были рады рассказать вам в наших репортажах о главных и самых ярких событиях петербургского форума.
Фотографии эскизов костюмов: http://vk.com/mariinsky.theatre
Виктор Александров, Мариинский театр (Санкт-Петербург), специально для радио «Орфей»