27 и 28 июля на Новой сцене Мариинского театра под занавес фестиваля «Звезды белых ночей» состоялась долгожданная премьера сезона - опера Родиона Щедрина «Левша».


Сценическое воплощение спектакля осуществили: режиссер – Алексей Степанюк, художник-постановщик – Александр Орлов, ассистент художника – Юрий Сучков, художник по костюмам – Ирина Чередникова, хормейстер – Андрей Петренко, художник по свету – Александр Сиваев. За дирижерским пультом маэстро Валерий Гергиев.

Валерий Гергиев: «Левша» - крупнейшее произведение новейшей русской музыки: мне кажется, благодаря своим высочайшим музыкальным качествам – блестящий оркестр, колоссальные хоровые и сольные партии, а также опора на могучую русскую литературную сокровищницу. И это не первое обращение Родиона Щедрина к творчеству Николая Лескова, равно как и его старшего современника Дмитрия Шостаковича. Все это вместе, я надеюсь, делает перспективы нашей работы самыми великолепными и многообещающими. Мне хочется, чтобы не одно поколение певцов Мариинского театра обращалось к данным ролям. Спектакль сделан всерьез. Меня очень тронуло это посвящение Родиона Константиновича. Я считаю, что мы все правильно сделали, опираясь на собственную уверенность в том, что нельзя без современников делать современную историю театра, причем любого театра, тем более такого, как Мариинский. Театр создают лидеры! И первейшим лидером лидеров является автор - Композитор. Я очень надеюсь, что спектакль «Левша» будет одной из визитных карточек Мариинского театра...».

Концертное исполнение «Левши» состоялось еще в конце июня. Напомню, что опера была написана Родионом Щедриным специально для второй сцены Мариинского театра и посвящена 60-летию Валерия Гергиева. Кстати, монограмма фамилии дирижера зашифрована в хитроумном плетении музыкальной ткани сочинения.

«Левша» наряду с «Очарованным странником» и хоровой литургией «Запечатленный ангел» стал третьей партитурой Родиона Щедрина, в которой он обратился к творчеству любимого им Николая Лескова. Композитор старался максимально выпукло передать характеры главных героев оперы-притчи.

Родион Щедрин: «Левша» — самая известная повесть Николая Лескова. В России ее знают все. Сочинение предоставляет богатейший материал для оперного сюжета. Уже сама фабула повествования — гротесковое преувеличение. Что это? Библейская притча, ярмарочный балаганный миф, эпическое сказание?.. Яркие, сочные, контрастирующие характеры. Русские цари Александр I, Николай I, Зимний дворец, английский королевский двор. Буффонада и трагедия. Смех сквозь слезы... А если заглянуть чуть вглубь, то и очевидное художественное противопоставление двух форм бытия — рациональной британской и иррациональной русской».

В своей опере-притче, сказе о тульском косом Левше, Родион Щедрин прибегнул и к написанию либретто, в котором не раз использовал лексикон Лескова, в частности такие словообразования как: «мелкоскоп» (т.е. «микроскоп»),  или «тугамент» (в переводе на современный язык – документ).

Фабулу сюжета спектакля дополняют специально введенный композитором ряд женских персонажей: английские невесты Левши, блондинки и брюнетки – разговорные женщины (солисты оперы и миманса театра), а также Блоха, изящная и комичная Кристина Алиева (колоратурное сопрано).

Левша – оружейных дел мастер превзошел английских умельцев: он сумел подковать крохотную стальную блоху, но судьба не уготовила счастья главному герою. Гений оказался невостребованным в своем отечестве - потому и умер.

В партии Левши выступил тенор Андрей Попов – блестящий характерный герой. Артист испытывает особое сострадание и нежность к своему персонажу.

Андрей Попов: «Левша - абсолютно русский персонаж, стереотип русской души. Это произведение и создано для того, чтобы вести куда-то зрителя, поэтому оно и обладает таким духовным ориентиром».

Родион Щедрин остался в восторге от работы с маэстро Валерием Гергиевым и труппой Мариинки.

Родион Щедрин: «Когда я в первый раз пришел с Гергиевым на репетицию в концертмейстерский класс, мы сказали друг другу, что у певцов нет отторжения к музыкальному материалу. Это часто чувствуется.  Артисты отнеслись замечательно к работе. Вся труппа – хор, солисты, оркестр и, безусловно, сам Гергиев – абсолютный феномен! Мне довелось работатьс хорошими дирижерами в своей жизни, однако Валерий Гергиев схватывает партитуру быстрее всех, буквально вмиг он все понимает -  драматургию сочинения, как все это уравновесить. В общем, я бесконечно рад, что Валерий Гергиев вложил в мою партитуру множество сил своего огромного гения».

Расширенный состав оркестра Родион Щедрин дополнил такими инструментами, как дудук, клавесин, жалейки, домры и баян.

Партитура сочинения изобилует универсальным языком и широким спектром колористических средств. Щедрин, не изменяя собственному стилю, находится в русле минималистской эстетики, неразрывно связанной с архаикой русского фольклора.


Оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым порадовал мобильностью и ярким звучанием. Отмечу предельную концентрацию внимания дирижера к сложнейшей партитуре Родиона Щедрина. В одной из оркестровых интерлюдий, выполняющих роль сквозного развития действия оперы, «Куйка аглицкой блохи на русский лад» - стереофонический эффект достигался  уравновешенным балансом между хором и оркестром.

Постановка Алексея  Степанюка  - это пестрый мир героев повести Николая Лескова, отмеченный горькой лирикой, вызывающей эксцентрикой и нарочитым эпатажем отдельных сцен.

В основе спектакля сосуществуют два мира: Россия и Англия. Таким образом, полифония пластов музыки Родиона Щедрина выражена в режиссуре Алексея Степанюка двухъярусной конструкцией. Сверху мы видим заснеженные просторы и наблюдаем обыденную деревенскую жизнь дореволюционной России, а снизу взору зрителя открывается технически оснащенный мир английского прогресса – на заднем фоне кадры видеопроекции сопровождают летящие дирижабли, воздушные шары и движущиеся паровозы.

Два мира присутствуют и в душе самого Левши. С одной стороны он талантливый механик-самоучка, а с другой его внутренняя сущность рвется на российские просторы. Левше тесен и неуютен искусственный мир английского истеблишмента. Костюмы спектакля достаточно условны и разнообразны и не противоречат историческим реалиям сюжета.

Отмечу также превосходную вокальную и актерскую работу артистов, занятых в Мариинской премьере «Левши»: Эдуарда Цанги в роли лихого вояки Атамана Платова; Владимира Мороза в партии русских монархов Александра I и Николая I; экстравагантной Марии Максаковой в роли Принцессы Шарлотты, дочери английского короля Георга III.


В финале спектакля, в сцене отпевания Левши звучит молитвенный хор. Родион Щедрин вводит духовные тексты русских православных песнопений, как мерцание вечного света сквозь призму истории.

Публика очень тепло и благосклонно приняла новое произведение Родиона Щедрина, устроив артистам продолжительную овацию.

Известно, что следующий 231-й сезон откроется 9 сентября в Мариинке второй премьерой оперы «Левша» Родиона Щедрина, за дирижерским пультом – Валерий Гергиев.

А нынешний XXI международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей» завершен. В течение нескольких месяцев мы были рады рассказать вам в наших репортажах о главных и самых ярких событиях петербургского форума.

Фотографии эскизов костюмов: http://vk.com/mariinsky.theatre

Виктор Александров, Мариинский театр (Санкт-Петербург), специально для радио «Орфей» 

Вернуться к списку новостей