Музыкальное лето в Эстонии отличается своей неповторимой культурной жизнью. Во многих городах страны устраиваются концерты, выставки и фестивали классической музыки. Необычный по своей тематике и размаху форум «Glasperlenspiel», вдохновленный романом Германом Гессе «Игра в бисер», проходит в эти дни в Тарту.
Старинный эстонский город расположен в окружении берегов реки Эмайыги. В центре Старого города, поражающим неповторимым архитектурным ансамблем Средневековья, находится церковь Святого Иоанна главная концертная площадка фестиваля «Glasperlenspiel».
Как отметил художественный руководитель смотра эстонский композитор Пеэтер Вяхи, музыка имеет универсальный язык со смежными видами искусства, а экзотика программ лишь усиливает контраст мероприятий.
Пеэтер Вяхи: «Как мы знаем, Герман Гессе в своем романе «Игра в бисер», одноименное название которого стало символом фестиваля, находит общие черты между музыкой с математикой, философией, религией. Также и мы пытаемся найти золотую середину между разными видами искусства. Например, вспомним наши прошлые фестивали, когда исполнялась музыка, сочиненная известным философом Фридрихом Ницше, а также музыкальные произведения, принадлежащие перу Леонардо да Винчи.
В этом году, если обратить внимание на буклет или флаер фестиваля, то мы увидим Моцарта, сидящего в современном автомобиле. Это является определенным символом того, что мы исполняем старинную классическую музыку, но как бы в новом ракурсе».
- Пеэтер, а какая аудитория присутствует на фестивале «Glasperlenspiel»? И как она воспринимает подобного рода нестандартные программы?
Пеэтер Вяхи: «Публика в основном эстонская, также люди приезжают из ряда стран мира. Я уже сегодня видел гостей из Германии, США, Новой Зеландии и Австралии. Для нас немаловажную роль играет и проходящий в те же дни в Тарту Ганзейский форум. И хотя у этого проекта под открытым небом нет музыкального направления, но все-таки в Тарту собирается в середине лета очень много туристов. Большинство из них не специально приходят на наш фестиваль, однако люди стремятся попасть на уникальные концерты «Glasperlenspiel».
На фестивале «Игра в бисер» почти каждый концерт украшен премьерой. Слушатели знакомятся с оригинальными традициями исполнения и экзотическими инструментами, такими как: педальный клавесин, стеклянная гармоника, духовой инструмент австралийских аборигенов диджериду, альпийский рожок длиной четыре метра и латиноамериканский бандонеон.
Среди исполнителей, участвующих в программе нынешнего года: Андрес Мустонен и оркестр «Glasperlenspiel Sinfonietta», австралийский ансамбль «Nick Tciavos», гости из Чехии: гамбист Петр Вагнер и барочный ансамбль «Tourbillon»; скрипачи Анна-Лиза и Мари Тампере-Безродные; Эстонский камерный филармонический хор; «Шуман квартет», а также Лиза и Калле Рандалу (Эстония).
Вчера под сводами церкви Святого Иоанна с программой «Привет из Страны Восходящего солнца» дебютировал инструментальный ансамбль из Японии «Nomad» под руководством своего основателя дирижера и гитариста Норио Сато. Прозвучали произведения современных японских композиторов: Йо Кондо, Юнихиро Таку, Кикуко Масумото, Норио Фукуши.
Центральным событием стала мировая премьера композиции «Desiderata» («Пожелание») голландца Риндерта ван Уоденберга для инструментального ансамбля, хора, меццо-сопрано и арфы. Вокальное соло и партию арфы блестяще исполнила Екатерина Левенталь.
На бис японские музыканты преподнесли публике оригинальную аранжировку знойного танца Маламбо из балета «Экстансия» аргентинского композитора Альберто Хинастера.
Фестиваль «Игра в бисер» завершится в Тарту концертом немецкого «Шуман квартета». Кроме того, в программе примут участие эстонские музыканты: Калле и Лиза Рандалу.
Прозвучат сочинения Йозефа Гайдна, Джузеппе Верди, Бенджамина Бриттена и Антонина Дворжака.
Виктор Александров из Тарту (Эстония) специально для радио «Орфей»