Афиша летнего Петербурга продолжает удивлять меломанов новыми яркими именами и событиями. В рамках международного фестиваля искусств «Звезды белых ночей», который продолжается вот уже третий месяц, на сцене Концертного зала Мариинского театра выступили музыканты из Великобритании меццо-сопрано Элис Кут и пианист Кристиан Блэкшоу. Артисты исполнили вокальный цикл Франца Шуберта «Зимний путь» на стихи В. Мюллера.
Если имя Кристиана Блэкшоу хорошо знакомо любителям классической музыки в Санкт-Петербурге (он частый гость фестиваля Валерия Гергиева), то дебют замечательной певицы Элис Кут по достоинству оценила взыскательная публика, которой собралось немало в Концертном зале Мариинки.
На Западе Элис Кут часто участвует в оперных постановках, дает сольные концерты. Тем не менее, ее излюбленной сферой деятельности было и остается камерное музицирование. Жанру вокальной Lied певица придает особое значение.
Романтическая вокальная лирика Франца Шуберта просто создана для Элис Кут. Ее вдохновенное, филигранное исполнение вокального цикла Франца Шуберта «Зимний путь» на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в конце прошлого года оставило неизгладимое впечатление. Тогда Элис Кут пела в сопровождении своего постоянного аккомпаниатора Джулиуса Дрейка. В Петербурге певица выступает впервые в ансамбле с пианистом Кристианом Блэкшоу.
Элис Кут: «Зимний путь» Франца Шуберта более эмоционален, чем другие песни. Я мечтала спеть этот цикл с тех пор, как мне исполнилось четырнадцать лет. Это особый заповедный романтический мир, невероятная по красоте музыка. Здесь тесно переплетаются между собой чувства печали, радости, отчаяния, красоты, надежды и одиночества. В этот цикл вложен вообще весь человеческий опыт. Это шедевр. Не так много сегодня найдется певиц, в репертуаре которых присутствует «Зимний путь» Шуберта.
Признаюсь, это наша первая совместная работа с Кристианом Блэкшоу. Он известен как великолепный сольный пианист. В Петербурге мы впервые работаем вместе. Для меня это невероятный комплимент. Как-то после одного концерта в Лондоне Кристиан подошел ко мне и сказал: «Я непременно должен работать с вами». Это замечательно, что мы стали играть и петь вместе, почти не зная друг друга. И то, что случилось сегодня, я бы назвала настоящей магией нашего совместного дебюта».
В свою очередь Кристиан Блэкшоу очень тонко и рафинированно подходит к роли аккомпанемента в вокальном цикле Франца Шуберта, а сотрудничество с Элис Кут считает огромным везением.
Кристиан Блэкшоу: «Шуберта очень глубоко затрагивал и волновал этот цикл. Он был им полностью поглощен. Вспомним, что в то время он уже тяжело болел и был на пороге смерти. Однако, отвечая на ваш вопрос о значении фортепианной партии в сравнении с вокальной, скажу: конечно же, певец важнее. Элис интонирует и произносит текст настолько потрясающе! Это вечный вопрос, что рождается раньше: музыка или слова? В данном случае вокальная мелодия написана именно для этого текста. Но, безусловно, ее нельзя представить без фортепианной партии. Певица и пианист здесь равноправные партнеры. Рояль блистает, освещает, расцвечивает вокальную строчку. Это так современно! Своего рода графика, особенно в левой руке, предельно выразительна и очень глубоко воздействует на слушателей на протяжении всего цикла. Она передает разочарование, одиночество, скитания Это не может не трогать до глубины души. Например, образ могилы в 21-й песне, «Постоялый двор»
Несмотря на внешнюю простоту, этот цикл невероятно труден для певцов, которые существуют в нем на пределе эмоций. Элис так эмоциональна, ее исполнение нечто совершенно особое. Я впервые услышал ее три года назад, затем еще раз год назад. И хотя я не из тех людей, которые поддаются мгновенному порыву, я написал ей: я готов исполнить вместе с Вами любое произведение, какое Вы пожелаете, и это будет для меня огромная честь и удовольствие! Элис выбрала «Зимний путь» для этого фестиваля. Для меня работа с певицей такого уровня бесценный опыт. Ее голос уникален, наполнен экспрессией. Думаю, чтобы ему соответствовать, пианист должен многое знать о природе голоса и струнных инструментов. Когда мы вместе музицируем перед публикой, видим лица людей, их эмоции, и можем выразить те глубокие смыслы, которые заключены в этой удивительной музыке это незабываемо!».
Кристиан Блэкшоу и Элис Кут приоткрыли в цикле Ф.Шуберта новые грани романтического миросозерцания. В фокусе внимания исполнителей сфера высоких идеалов. Трагизм здесь предстает в ином, непривычном облике. Герой цикла не предается отчаянию, а напоминает тонкого романтического философа, сознающего суету и бренность окружающего мира.
Бархатистый и обволакивающий тембр меццо-сопрано Элис Кут растворялся в инкрустированных звучаниях рояля Кристиана Блэкшоу. В финальной песни цикла «Шарманщик» артисты создали образ некого оцепенения, когда застывает само время и приостанавливается течение человеческой жизни
Виктор Александров (Санкт-Петербург), специально для радио «Орфей»