Очередной визит в северную столицу старшего сына Неэме Ярви патриарха знаменитой эстонской дирижерской династии воспринимался с особым интересом, благодаря заманчивой программе. В Концертном зале Мариинского театра Пааво Ярви продирижировал Первую симфонию румынского композитора Джордже Энеску, которую затем сменила Седьмая Бетховена.
Для Пааво Ярви выбор обоих партитур отнюдь не случаен:
«Важно, чтобы эти симфонии не были готовы. Они все время должны быть в процессе движения. Сама музыка как бы тебе подсказывает, почему по-другому было интересно попробовать какие-то нюансы и варианты. Первая симфония Джордже Энеску для меня является определенной находкой. Это очень интересное и разноплановое сочинение. Там есть много хороших идей. Я думаю, что особенно сейчас, когда мне часто приходится бывать в Париже и проводить концерты с Оркестром де Пари, я ищу какие-то интересные связи с французской музыкой. Но не только с сочинениями французов, ведь многие музыканты жили в Париже в первой половине XX века. В музыке Первой симфонии Энеску нетрудно обнаружить влияния Дебюсси, в некоторой степени и Вагнера. Гармонический язык Энеску очень интересный и разнообразный, музыка Первой симфонии понятная, тональная и романтичная. Артисты оркестра Мариинского театра очень позитивно и даже с энтузиазмом находили для себя эту симфонию».
Оркестр Мариинского театра в руках Пааво Ярви звучал невероятно гибко и прозрачно. Маэстро был предельно рационален как в тембровой палитре, так и в артикуляции.
Седьмая симфония Бетховена в интерпретации Пааво Ярви и оркестра Мариинского театра прозвучала монументально, свежо и дерзко. Дирижер безукоризненно следовал внутренней логике бетховенского шедевра, законам формы и стиля.
Источник фото: http://www.mariinsky.ru/
Виктор Александров, Санкт-Петербург, специально для радио «Орфей»