На сцене Большого зала филармонии Санкт-Петербурга состоялся долгожданный концерт выдающегося российского пианиста Григория Соколова. Данный клавирабенд должен был состояться в апреле. Однако ввиду болезни Григорий Соколов перенес свое выступление на последний день июня. Этот вечер стал кульминацией филармонического фестиваля «Музыкальная коллекция».
Концерту сопутствовал небывалый ажиотаж. Билеты спрашивали уже у входа в метро, толпы людей стекались к дверям Большого зала. Многие приехали специально из Москвы, чтобы послушать феноменальную игру Григория Соколова. Зал был заполнен до отказа.
Имя Григория Соколова украшает афиши самых престижных залов мира. Концерты пианиста вовлекают слушателей в процесс духовного постижения музыки. Артист посещает с концертом нашу страну обычно один раз в год, играя в родном Петербурге.
Григорий Соколов давно не играет с оркестрами, предпочитая сольные выступления.
Григорий Соколов: «Для нашего инструмента создано столько всего, что человек за всю жизнь не сыграет маленькой части написанного.
Когда я играл с оркестром, то предпочитал работать только с теми дирижерами, которые любят музыку, как бы это ни парадоксально звучало. Дирижеры, для которых аккомпанемент - тоже музыка, и они оказывают этому внимание, как и симфонии. Естественно, выбрав такого человека для совместной игры, уже уменьшается проблема оркестра. В оркестре работают, но очень часто это становится службой. Вот служба в искусстве это катастрофа».
Григорий Соколов играет в течение года одну избранную им программу, доводя ее до блеска и совершенства. На сей раз пианист обратился к шедеврам австро-немецкой музыки. В программе первого отделения вечера царила божественная музыка Франца Шуберта. Четыре экспромта, соч. 90, сменили три пьесы в романтическом стиле, D.946.
Григорий Соколов: «Музыка по природе своей не имеет географии и времени. Музыка может быть сегодня написана и внезапно погибнуть. Это я отношу к старинной музыке. Ведь посмотрите, современные люди пойдут послушать современного музыканта, который играет любую музыку. Пусть она потрясает, но она жива и заставляет понять, что не имеет времени.
Я играю в данный момент только то, что люблю. Но этого мало. То, что я действительно в данный момент очень хочу сыграть, почему у меня и появляется острое желание. Кроме того, это как то должно составить программу. Это ни в коем случае не должны быть пьесы, не имеющие для меня внутренней логики. Хотя, логика по сути своей не подразумевает, что все должно быть плавно и бесконфликтно. Это могут быть и катастрофические изменения, но в этом и должна быть суть программы. Работа над произведениями активная фаза в жизни артиста».
29-я Соната Бетховена «Hammerklavier» в интерпретации Григория Соколова стала художественным откровением программы вечера. Пианист буквально растворялся в инкрустированных звучаниях рояля, добиваясь при этом максимальных контрастов и смены настроений. В фуге полифоническом финале цикла было все предельно очерчено и выверено до мельчайших деталей: от линий фактуры до подголосков.
Для Григория Соколова каждая бетховенская нота есть частица мироздания, духовная вершина. Может быть, поэтому на бис в качестве контраста артист исполнил излюбленные им филигранные миниатюры Ж.Ф.Рамо и Ф.Куперена, эффектно оттенявшие грандиозную бетховенскую сонату.
Зал затаив дыхание, слушал игру Григория Соколова великого музыканта, чьим искусством которого мы имеем счастье наслаждаться.
Источник фото: http://www.fontanka.ru/
Виктор Александров, Санкт-Петербург, специально для радио «Орфей»