Эту незаконченную комическую оперу Вебера предложил столичной труппе ее музыкальный  руководитель Геннадий Рождественский, продолжив тем самым свой же прошлогодний эксперимент. Тогда он исполнил здесь, впервые в нашей стране, моцартовского «Идоменея» в редакции Рихарда Штрауса. А теперь, также первым в России, обратился к веберовской партитуре, завершенной полвека спустя Густавом Малером. И это  - не единственное сотворчество двух гениев. Знаменитый австрийский дирижер - симфонист, как выяснилось,  не раз обращался к наследию создателя немецкой романтической оперы, что и привлекло  внимание  такого первооткрывателя забытых и малоизвестных сочинений, как Геннадий Николаевич.

"Три Пинто". Фото: Иван Мурзин, источник: www.vedomosti.ru

 От написанного Вебером сохранилось всего 1700 тактов музыки на либретто Хелля, где трое претендентов под одним и тем же именем Пинто добиваются руки прекрасной Клариссы. Один из них настоящий, а двое – самозванцы. Этот довольно типичный для комических опер того времени сюжет композитор так и не реализовал. Завершить его работу пытались Брамс, Шпор, Мейербер и многие другие, но так и не смогли. И только Малеру удалось проникнуться замыслом автора, буквально раствориться в нем и закончить это произведение в 1888 году. Оно стало единственным его оперным опытом, после которого он и получил известность как композитор. Поставил этот  спектакль с присущим ему остроумием и интересными сценическими находками главный режиссер театра Покровского  Михаил Кисляров.

Весьма незамысловатый сюжет оперы с не очень выразительной драматургией, видимо, и стал причиной охлаждения к нему Вебера. Но Малер внес в него много новых ярких красок, прежде всего – лирическую мелодичность, с опорой на бытовые жанры романса, вальса. В сочетании с разговорными диалогами произведение стало во многом похоже на более позднюю венскую оперетту  Штрауса, Легара и особенно – «Сказки Гофмана»  Оффенбаха. Красочная декорация художника Бархина – одна на весь спектакль, изображающая  место действия – Испанию,  не кажется монотонной, а воспринимается все время по-новому. Пение солистов и хора было на очень высоком профессиональном уровне, в чем  бесспорная заслуга и маэстро Рождественского, и молодого хормейстера Алексея Верещагина. Премьеру «Трех», а правильнее – «Троих Пинто»,  завершающую 41-й сезон Камерного музыкального театра, покажут 26, 28 и 30 июня.

 

Анатолий Лысенков специально для радио "Орфей"

Вернуться к списку новостей