На берегах Невы продолжается XXI международный музыкальный фестиваль Валерия Гергиева «Звезды белых ночей». В течение трех вечеров на сцене Концертного зала Мариинского театра монографический цикл из всех скрипичных сонат Людвига ван Бетховена представляют скрипач из Греции Леонидас Кавакос и его коллега итальянский пианист Энрико Паче.
Петербуржцам этот элитный ансамбль хорошо знаком. Несколько лет назад Кавакос и Паче выступали с романтической программой в том же Концертном зале Мариинки.
С циклом из сонат для скрипки и фортепиано Бетховена музыканты объездили многие города мира: Афины, Флоренцию, Милан, Амстердам, Москву, Токио и Зальцбург. На знаменитом Зальцбургском фестивале летом прошлого года артисты имели феерический успех. Запись бетховенского цикла на лейбле Decca, вышедшая прошлой зимой, бьет рекорды по числу продаж и популярности.
Маэстро Гергиев, не изменяя традициям прошлых фестивалей, когда в Петербурге уже звучали симфонические и фортепианные циклы Бетховена, предложил Леонидасу Кавакосу за три вечера сыграть все скрипичные сонаты немецкого классика. Кавакос охотно согласился на эту просьбу. Каждый свой новый визит в Петербург греческий музыкант считает подарком судьбы.
Леонидас Кавакос: «Санкт-Петербург город, куда я приезжаю каждый год. Мы очень дружим с Валерием Гергиевым. «Звезды белых ночей» - это, пожалуй, единственный фестиваль, на который я езжу постоянно. И это неслучайно. Санкт-Петербург обладает такой эстетикой, которая дает возможность тебе воспарить. Здесь повсюду веет духом искусства. Мариинский театр для меня является образцом и примером для подражания».
Леонидас Кавакос и Энрико Паче познакомились вместе на норвежском фестивале Лейфа Уве Андснеса. Энрико Паче импонирует в Леонидасе Кавакосе стремление к гармонии и совершенству на сцене и в ансамбле.
Энрико Паче: «Мне очень нравится в Леонидасе именно то, что он чётко понимает музыку, у него много своих идей и интерпретаций, которые тоже мне очень близки. Ведь самое важное в музыке - доступность универсального языка. Его понимают абсолютно все в разных странах - и в Китае, и в Италии, и в России. Здесь не следует поддаваться моменту адаптации »
В первом вечере на сцене Концертного зала Мариинского театра Леонидас Кавакос и Энрико Паче сыграли Четвертую, Пятую («Весеннюю») и Десятую сонаты Бетховена.
Леонидас Кавакос играет на уникальной скрипке Abergavenny работы Страдивари 1724 года. Слушая музыкантов, хотелось бы отметить их особую деликатную манеру игры, рафинированность мысли, аристократический стиль и великолепное чувство ансамбля. Поэтическое звучание скрипки Леонидаса Кавакоса сливалось с ажурным, почти невесомым аккомпанементом Энрико Паче.
Леонидас Кавакос очень глубокий и проникновенный музыкант. Его отношение к музыке Бетховена в высшей степени классично, и, в то же время, современно. После концерта артист в эксклюзивном интервью радио «Орфей» рассказал о своем видении цикла скрипичных сонат, и о том, как сегодня воспринимается гениальная музыка Бетховена.
Леонидас Кавакос: «На этих сонатах я вырос и на протяжении пятнадцати лет исполнял их не в хронологическом порядке цикла, а по отдельности. Мне очень близка и знакома эта музыка. Я считаю, что сонаты Бетховена представляют собой борьбу и устремление человека к божественному началу. Сам Бетховен осознавал, каким огромным талантом он обладает. Однако в то же время композитор рассматривал его и как ношу, и как обязанность. И это чувствуется в музыке Бетховена, особенно если учесть, что композитор находился на стыке периодов Гайдна и Моцарта, предшествующих романтизму. Если в партитуре мы чуть закроем глаза на обозначения темповых штрихов и динамических оттенков, то тогда мы обратим внимание на схожесть его музыки с опусами В.А.Моцарта, или Й. Гайдна. Но те ремарки, которые Бетховен указывает к выражению этих нот, создают совершенно иной контекст, полный контрастов. И в развитии определенной фразы, или отрывка потом следует subito piano. И у Бетховена мы постоянно наблюдаем этот процесс. У Моцарта такого практически не встречается, у Гайдна больше юмора. А в музыке Бетховена такие моменты очень часты, например, Девятая «Крейцерова» соната пронизана яркой энергией и силой. В то же время подобные элементы можно встретить и в лирических произведениях Бетховена, в которых ничем не объясняются вот эти динамические ремарки, указанные самим композитором. Бетховенская фраза внезапно дополняется акцентом, способным свести с ума слушателя. При этом в сочинениях Бетховена всегда можно обнаружить и юмористическое начало, в ряде сочинений этот смех явно саркастический, в чем-то схожий с горькой насмешкой Шостаковича »
Программу вечера завершила последняя Десятая соната Л.Бетховена соль мажор, соч.96 с ее пасторальными красками и умиротворенным покоем. 25 и 26 июня в Концертном зале Мариинского театра Леонидас Кавакос и Энрико Паче продолжат свой бетховенский цикл.
Виктор Александров, Санкт-Петербург, специально для радио «Орфей»