На берегах Невы продолжается масштабный музыкальный фестиваль искусств Валерия Гергиева «Звезды белых ночей». В афише смотра звездные имена исполнителей, оперные и балетные спектакли, симфонические и камерные программы.
В связи с открытием Новой сцены Мариинского театра количество представлений существенно расширилось. По мнению Валерия Гергиева, обширное культурное пространство Мариинского театра доступно любым вкусам и предпочтениям современного слушателя.
Площадка Новой сцены Мариинки еще только обживается новыми концертно-театральными проектами. 200-летию Рихарда Вагнера посвящены показы всех четырех опер грандиозной тетралогии «Кольцо нибелунга».
Мариинский - единственный театр в России, в котором достаточно полно представлено оперное творчество Рихарда Вагнера. Напомню, что в начале прошлого столетия именно на подмостках императорской сцены Мариинки впервые было поставлено под руководством Эдуарда Направника «Кольцо нибелунга». В 1990-е годы, благодаря стараниям Валерия Гергиева, интерес к оперному наследию Вагнера, неуклонно возродился.
«Кольцо нибелунга» в постановке Георгия Цыпина было показано во многих странах мира - от США до Японии. На одном из летних фестивалей в Баден-Бадене немецкой критикой был особо отмечен высокий уровень музыкального исполнения петербургской труппы, а также оригинальность сценического решения.
«Кольцо нибелунга» в версии Мариинского театра увидели также зрители Кардиффа (Уэльс), Коста-Месы (Калифорния, США), Лас-Пальмаса (Канарские острова, Испания), Лондона, Москвы, Нью-Йорка, Сеула и Токио.
В один из вечеров на Новой сцене Мариинки в исполнении солистов, хора и оркестра под управлением Валерия Гергиева прозвучала «Валькирия» Рихарда Вагнера. Адаптация постановки тетралогии в условиях сценического пространства Нового театра складывается весьма успешно, - считает музыкальный руководитель Валерий Гергиев.
Валерий Гергиев: «Мы часто исполняем оперы Рихарда Вагнера, но в данном случае интрига вся заключается в том, как прозвучит в новом театре «Кольцо нибелунга». Тем более, что я иду по пути разнообразия рассадки оркестра. Мне очень интересно, в какой части оркестровой ямы медные духовые сливаются лучше, где удачнее резонирует деревянная духовая группа. Знаменитая партитура Вагнера звучит одновременно и очень мощно, и, с другой стороны, может звучать проникновенно: здесь немало лирики и много тихой музыки. Могу уже сейчас констатировать, что на Новой сцене Мариинки голоса певцов слышны всегда, даже когда оркестр играет очень мощно и напряженно. Это уже особое качество акустики, явно этот театр помогает голосам даже, когда они находятся в отдалении от оркестра, и все равно они окончательно тонут в этой огромной пучине вагнеровского оркестра. Это очень полезно для оперного театра».
В своем визуальном оформлении «Кольца» Мариинский театр обращается к архаике, подчеркивая в старинных немецких легендах их мифическую глубину и мощь. Основу сценографии художника-постановщика Георгия Цыпина символизирует древний аланский эпос: люди-монстры, сравнимые с каменными изваяниями.
В главных партиях выступили солисты Мариинской оперы: Август Амонов (Зигмунд), Млада Худолей (Зиглинда), Ольга Савова (Брунгильда), Геннадий Беззубенков (Хундинг). Среди дебютантов: Екатерина Семенчук в новой для себя роли Фрики, а также приглашенный бас из Украины Тарас Штонда, великолепно представший в партии Вотана.
Тарас Штонда: «Вотана я пел до сегодняшнего дня только в Киеве, это был третий акт. Я выучил полностью материал, все второе действие уже здесь в Мариинском театре с помощью удивительных мастеров своего дела концертмейстеров театра. Особые чувства доставляют минуты работы как с Валерием Гергиевым, так и с изумительными моими партнерами по сцене: Катя Семенчук, Ольга Савова, Август Амонов. Чудесные голоса, какая выучка материала, какой немецкий текст! Я горд сегодня выступить на этой сцене».
14 июня Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра и Денисом Мацуевым посвятили свое позднее выступление сочинениям С.В. Рахманинова. Перед концертом музыканты встретились с журналистами и огласили новый проект «Молодые пианисты на "Звёздах белых ночей"». В нем примут участие известные лауреаты международных конкурсов: Александр Лубянцев, Филипп Копачевский, Александр Романовский, а также китайский пианист Сенг Чжин Чо, обладатель III премии XIV Международного конкурса им. Чайковского.
Кроме того, в концертах примут участие и недавние победители «Astana Piano Passion» фортепианного состязания в Астане - Александр Кутузов и Александр Малофеев, а также Даниил Харитонов, ставший лауреатом XIV Международного конкурса Вана Клиберна в американском городе Форт-Уэрт.
Виктор Александров из Санкт-Петербурга специально для радио «Орфей»