Недавно, 30 мая, в Вене в рамках Международной выставки ассоциации «Classical:next» прошел круглый стол, на котором выступил Реми Франк (Remy Franck) – президент жюри International Classical Music Award (ICMA), одной из самых престижных наград в области академической музыки, главный редактор журнала «Pizzicato», издающегося в Люксембурге, и одноименного сайта. Напомним нашим слушателям, что Радио «Орфей» входит в жюри премии ICMA со дня ее основания. Мы попросили господина Франка рассказать нам о событии в Вене, а заодно обсудили с ним ситуацию в мире классической музыки в целом. Предлагаем вашему вниманию его интервью.


 

– Господин Франк, спасибо, что нашли время для интервью в эфире радио «Орфей». Круглый стол, прошедший в Вене, имел весьма интригующий заголовок: «Указатели в джунглях». С чем связано такое название, что оно отражает?

«Указатели в джунглях» – это, с одной стороны, обозрения новых аудио и видеозаписей, публикуемые в музыкальных журналах и на Интернет-ресурсах, с другой – премии и награды в сфере музыкальной индустрии. Джунгли – это непрерывно возрастающее количество записей классической музыки, издаваемых ежегодно сотнями лейблов. Производство компакт-диска сегодня не представляет никаких трудностей. Тысячи исполнителей хотят иметь собственные CD и нередко тратят на них весьма значительные личные средства. Того же хотят оркестры и их руководители, регистрирующие для своих изданий собственные лейблы. Радиостанции открывают свои архивы и также издают невероятное количество записей. Все это приводит к тому, что любителям музыки очень трудно ориентироваться в этих музыкальных джунглях, состоящих из тысяч и тысяч релизов. И различные обзоры, а также премии и награды могут быть своего рода указательными знаками. 

– В круглом столе принял участие также Оливер Конди – редактор музыкального журнала BBC, который присуждает собственную премию, столь же широко известную, как и ICMA. Как проходило обсуждение, это была битва конкурентов или конструктивная дискуссия?

– Разговор был очень конструктивным и плодотворным. Оливер Конди и я ответили на множество вопросов публики, пришедшей на наш круглый стол. Честно говоря, мы сами хотели узнать, насколько важны для артистов, для лейблов публикуемые нами обзоры, присуждаемые нами премии. Однако этого не случилось. В основном нам пришлось отвечать на вопросы из зала о том, каким образом мы отбираем записи для наших обозрений. 

– Каков, по-Вашему, главный итог круглого стола? Он был полезным и успешным, или результаты венской встречи Вас разочаровали?

– Учитывая, что мы не получили ответов на вопросы, которые интересовали нас самих, я несколько разочарован результатами мероприятия в Вене. Однако, поскольку публика продемонстрировала большой интерес к работе музыкальных критиков и обозревателей, к критериям их оценок, круглый стол можно считать содержательным и вполне интересным. 

– Премия ICMA существует всего три года, но уже успела завоевать авторитет среди музыкантов. В чем главное отличие этой награды от других премий в области классической музыки, каково ее место в этом ряду?

– Главное отличие ICMA от других премий в том, что она международная. В жюри на сегодняшний день входят семнадцать человек, представляющих печатные издания, радиостанции, Интернет-ресурсы из тринадцати стран. Эта ситуация совершенно уникальна для музыкального мира. Другая важнейшая черта заключается в том, что в своей деятельности жюри полностью независимо и не имеет никакого отношения к музыкальной индустрии. Это означает, что мы свободны в своих решениях и можем голосовать так, как считаем нужным. 

– Каковы главные критерии, в соответствии с которыми члены жюри ICMA голосуют, выбирают номинантов и лауреатов?

– Основной и единственный критерий для международного жюри – музыкальное качество издаваемых CD и DVD, и больше ничего. Мы объединяем наши усилия с тем, чтобы добиться максимально объективного результата. В общей сложности члены жюри публикуют в течение года около десяти тысяч обзоров аудио и видеозаписей. Число авторов этих обзоров – примерно двести человек. В итоге у нас и нашей аудитории складывается полная и объемная картина. Отработана и процедура голосования: выдвижение номинантов в различных категориях и выбор победителей происходят путем тайного голосования в три тура. 

– Можете ли вы назвать главные достижения премии ICMA?

– Самое главное, что нам удалось установить, а затем в течение трех лет поддерживать очень высокий качественный уровень премии ICMA, сегодня безоговорочно признанной в мире музыки. 

– Каковы наиболее серьезные вызовы, с которыми сталкивается ICMA и ее международное жюри?

– Наибольшая трудность для членов нашего жюри – отслушать огромное число записей классической музыки, издаваемых различными лейблами в десятках стран. Мы должны приспосабливаться к реалиям меняющегося мира, и в самом ближайшем будущем нам придется учитывать, помимо физических носителей (CD, DVD) ту информацию, которая размещена в Интернете для скачивания. 

– Какие аспекты деятельности ICMA вызывают у Вас наибольшее удовлетворение и какие внушают Вам тревогу?

– Наибольшее удовлетворение, как я уже говорил, у меня вызывает по-настоящему международный характер деятельности ICMA, и сегодня у меня нет серьезных причин для тревоги. 

– Каким Вам видится будущее ICMA, в чем потенциал ее развития, нераскрытые возможности?

– Думается, значение и вес нашей премии будут возрастать по мере усиления процесса глобализации музыкального мира. Среди неиспользованных доселе возможностей – привлечение к работе в нашем международном жюри представителей Азии. На сегодняшний момент это сложно в силу удаленности этих стран от Европы, культурных и ментальных различий. Но мы ведем работу в этом направлении. 

– Поскольку Вы не только Президент ICMA, но и главный редактор Люксембургского музыкального журнала «Pizzicato», не могли бы Вы назвать для наших слушателей главные отличительные черты Вашего издания, перечислить наиболее интересные публикации последнего времени?

– Журнал «Pizzicato» сосредоточен в первую очередь на музыкальной жизни Люксембурга, которая весьма богата и разнообразна. Главное внимание сегодня  мы уделяем развитию нашего веб-сайта, где публикуются главные новости мировой классической музыки, а также обзоры музыкальной индустрии, которые не входят в печатную версию журнала. Специфика Интернет-ресурса позволяет нам охватывать больше информации и отражать картину в нашей сфере деятельности более полно и широко. 

– Каково Ваше самое яркое и глубокое впечатление в мире классической музыки за прошедший год и первую половину нынешнего?

– Мои самые глубокие впечатления связаны с открытием ранее неизвестных сочинений и имен современных композиторов – не только из Европы, но и из Новой Зеландии, России, Японии, Соединенных Штатов. Сегодня в мире множество великолепных композиторов, и мое горячее желание состоит в том, чтобы публика узнала как можно больше об их творчестве, услышала их произведения. 

– А каково ваше главное разочарование в этой области за последнее время?

– Мое главное разочарование связано с тем, что можно назвать «изготовлением звезд». В последнее время часто можно наблюдать, как того или иного музыканта искусственно производят в звезды без учета критериев, необходимых для такого статуса – и прежде всего таланта. 

– Не могли бы Вы рассказать нашим слушателям о наиболее важных событиях в деятельности ICMA в этом году и начале следующего?

– Главное предстоящее событие – сложный и многоэтапный процесс голосования во множестве наших номинаций осенью и зимой нынешнего года. Результаты голосования и победители будут объявлены в феврале 2014 года. 12 апреля будущего года состоится наша ежегодная церемония вручения наград ICMA и гала-концерт. Эти события пройдут в Варшаве в рамках Пасхального Беховенского фестиваля, организуемого госпожой Эльжбетой Пендерецкой. В концерте примет участие польский оркестр «Sinfonia Iuventus» и многие лауреаты нашей премии. В 2015 году церемония и гала-концерт пойдут в столице Турции Анкаре с участием симфонического оркестра «Bilkent» – ведущего музыкального коллектива страны. 

– Вы уже немолодой человек и очень опытный музыкальный эксперт и журналист. Каково Ваше мнение о нынешней ситуации в классической музыке: она находится на подъеме, в стадии расцвета или же переживает кризис и спад по сравнению с предшествующими десятилетиями?

– Часто можно слышать, что классическая музыка в упадке, ее аудитория неуклонно стареет, молодежь не ходит на концерты серьезной музыки. Однако я не думаю, что классическая музыка в кризисе. Вдумайтесь – еще никогда в истории не проводилось такое количество самых разных концертов, не ставилось столько опер, не издавалось такое число CD и DVD, как сегодня. Все это позволяет придти к однозначному выводу: мир классической музыки сегодня разнообразен и богат как никогда. 

– Верите ли Вы в то, что классическая музыка влияет на современное общество, на ситуацию в мире? В чем это влияние проявляется наиболее заметно?

– Я не могу утверждать, что классическая музыка глубоко влияет на современное общество, но я знаю совершенно точно: те люди, которые обращаются к классической музыке, на себе чувствуют ее позитивное воздействие. Могу сказать, что я не представляю свою жизнь без классической музыки.

 

Беседовал Роман Берченко

Вернуться к списку новостей