В преддверии 100-летинего юбилея со дня рождения Тихона Николаевича Хренникова ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов размышляет об исключительной судьбе и человеческом благородстве композитора…
Александр Соколов: «О жизни Тихона Николаевича Хренникова можно было бы снять напряженный остросюжетный фильм. Потому что это совершенно удивительная судьба и уникальные стечения обстоятельств в течение всей жизни. Видимо, отсчитывать его колею нужно с самого начала: с одной стороны, сын приказчика в купеческой лавке – вроде бы, сразу понятна среда обитания. При этом невероятная одаренность и невероятная способность найти собственную стезю. И дальше, что называется Господь Бог помогает на каждом шагу. Сначала он попадает в руки Рославеца, который примечает его еще в лицее, затем к Михаилу Фабиановичу Гнесину, который также благословляет его на учебу в Москве. После окончания Гнесинского колледжа попадает в поле зрения Шебалина, поступает сразу на второй курс Московской консерватории без экзаменов, заканчивает ее всего за четыре года. А дальше следуют совершенно сумасшедшие успехи: Хренников пишет свой фортепианный концерт, который сходу становится известным, и Первую симфонию – он еще студент, а её уже играют не только в России, но и за рубежом – причем играет сам Стоковский; это его дипломное сочинение. Дальше происходит совсем непонятная вещь – на государственном экзамене по специальности он получает “четвёрку” по настоянию Прокофьева. Сегодня вы можете увидеть, что на доске, где золотыми буквами выбиты имена, составляющие славу Московской консерватории, среди прочих значится и имя Тихона Николаевича Хренникова – и это при “четвёрке” на госэкзамене!
Все эти испытания на начальном этапе были ему во многом на благо: он не сломался, научился преодолевать трудности и не попадать в искушение эйфорического любования собственными успехами. Это качество отличало его на протяжении всей жизни.
Однако главное испытание на его долю пришлось в 1948 году, когда личным приказом Сталина Хренников был назначен главой Союза композиторов СССР, оставаясь им сорок три года бессменно. Многие говорят о не однозначности его фигуры: конечно, она неоднозначна – а как можно однозначно воспринимать царедворца, назначенного самим Сталиным, который фактически обязан проводить определенную политическую линию и при этом каким-то образом умудриться не потерять своё лицо. Это почти невозможная задача! На самом деле, Тихон Николаевич Хренников всегда положительно воспринимался, как профессионал и композитор. После своего назначения на руководящий пост он продолжает раскрываться в разных жанрах и писать музыку – чиновничье искушение, которое нередко может стать непреодолимым барьером для любой творческой личности, его не поработило.
Сегодня его главные заслуги ретроспективно ассоциируются именно с этим периодом. Все мы знаем, что в это время происходило в других творческих союзах – там-то как раз были и репрессии, и поломанные человеческие судьбы. А он в этот момент нашел в себе какие-то ресурсы чрезвычайно тонкой дипломатии: с трибун он произносил вполне “правильные” слова, однако возвращаясь в свой кабинет, практическими шагами он, если и не дезавуировал эти слова, то, по крайней мере, основательно их смягчал. И то, что в отношении композиторского братства не было тех гонений, которые были у писателей или художников, это, бесспорно, заслуга Тихона Николаевича Хренникова…»
Полностью интервью Фаины Коган с Александром Соколовым слушайте в прикрепленном аудиофайле.