Лев Григорьевич Гинзбург – писатель, музыковед, музыкальный критик. Долгое время он работал заместителем главного редактора журнала «Музыкальная жизнь». И в течение многих лет он был соратником, другом, а порой даже и личным советником Тихона Николаевича Хренникова.
При советской власти авторитет главы Союза композиторов Тихона Хренникова в музыкальных кругах был непререкаем. Написанные им песни становились народными, в театрах страны шли его оперы и балеты, в концертных залах звучала симфоническая музыка. В постсоветские времена ситуация диаметрально изменилась. Имя Хренникова не дает покоя потомкам: его обвиняют в травле молодых композиторов, конъюнктурности, сталинизме.
Лев Гинзбург: «Творческая биография Тихона Хренникова до сих не проанализирована, что порождает множество легенд относительно его личности. На мой взгляд, очень важно было бы развеять эти легенды. Часть из них возникла на Западе, а они плохо понимают всё то, что происходило тогда в нашей стране. Там и сегодня очень популярны дискуссии на тему того, был ли Шостакович диссидентом, хотя здесь в России всем очевидно, что он никаким диссидентом не был – он также не любил эту власть, как и многие другие, но и не выступал против неё. Подобная сложность положения возникла и у Тихона Николаевича.
Когда опера «Буря» была поставлена, она единодушно вызвала положительную реакцию. Однако когда в 1948 году Сталин назначил Тихона Хренникова руководителем Союза композиторов, он был совсем молодым человеком – всего тридцать пять лет, а его подопечными стали люди гораздо более старшего возраста, знаменитые на всю страну: Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Шапорин, и многие-многие другие. И, наверное, в этой непростой ситуации Тихону Хренникову пришлось себя творчески ограничить…»
Действительно ли Тихон Николаевич пожертвовал своей композиторской деятельностью во имя участия в общественной жизни? Почему в 80-х годах Ростропович выступил против Хренникова? Кто создал композитору на Западе репутацию гонителя новой музыки? Кто позволял авангардной музыке звучать в концертном зале Союза композиторов?
На эти и многие другие вопросы в беседе с Йосси Тавором отвечает Лев Гинзбург…