26, 28 и 30 июня Камерный музыкальный театра им. Б.А. Покровского закрывает 41-й сезон российской премьерой оперы К.М. фон Вебера Г. Малера «Три Пинто».
Это без преувеличения уникальная оперная партитура, не имеющая аналогов в мировом музыкальном театре. Ее оригинальность заключается не только в двойном авторстве: Густав Малер сочинил ее по эскизам Карла Марии фон Вебера. «Три Пинто» стала единственной комической оперой создателя немецкого романтического музыкального театра Вебера, и осталась единственной оперой великого симфониста Малера. Уже одни только эти факты делают сочинение невероятно интересным.
Но помимо протокольной уникальности, опера Вебера Малера обладает такими музыкальными достоинствами, что кажется удивительным, почему она до сих пор находится на периферии внимания музыкально-театральной общественности. Ее музыка вобрала в себя лучшие немецкие оперные традиции: разнообразные арии, потрясающие финальные ансамбли моцартовского типа, сочное хоровое письмо, красочные жанровые сцены и великолепное качество симфонической партитуры.
Эскиз костюма к спектаклю Три Пинто. Художник Светлана Лехт. Предоставлено пресс-службой театра.
Карл Мария фон Вебер обратился к «Три Пинто» в 1820 годах. В течение двух лет он создал план оперы и эскизы нескольких номеров, но по разным причинам должен был отложить этот замысел. И хотя вплоть до 1824 года композитор не оставлял мысли о завершении «Трех Пинто», партитура так и осталась неоконченной.
После смерти Вебера в 1826 году его вдова Каролина обращалась ко многим композиторам, пытаясь найти возможность завершить и поставить единственную не увидевшую сцены оперу своего мужа. Но никто не соглашался. Лишь в 1886 году, когда праздновалось столетие со дня рождения Вебера, уже внук Вебера, Карл Вебер-младший, обратился к Густаву Малеру, который и согласился закончить оперу своего великого предшественника.
Премьера «Трех Пинто» состоялась 20 января 1888 года в Новом Государственном театре в Лейпциге под управлением самого Малера. Именно это событие принесло молодому Густаву первое международное признание как композитора и дирижера. По мнению многих авторитетных музыкантов и историков, Малеру удалось не просто завершить оперу, но уловить и передать стиль и дух музыки Вебера.
Сценическая судьба оперы складывалась не просто. После смерти Малера в 1911 году она постепенно исчезла из регулярного европейского репертуара. Возрождение интереса к ней началось во второй половине XX века, и в последние 10-15 лет «Три Пинто» все чаще появляется в афишах европейских театров и фестивалей.
Идея постановки оперы «Три Пинто» в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского принадлежит его музыкальному руководителю, выдающемуся дирижеру, народному артисту СССР Геннадию Рождественскому. Он блестящий знаток русской и зарубежной музыки, хорошо известен в музыкальном мире как специалист по малоизвестным и забытым шедеврам классического наследия. Его эрудиция и безупречный музыкальный вкус залог того, что каждое избранное им сочинение представляет собой художественную ценность и безусловный интерес для всех любителей и профессионалов музыкального театра.
Творческим импульсом при создания визуального и пластического образа спектакля послужило творчество Марселя Марсо легендарного французского актера-мима, 90-летие со дня рождения которого в этом году отмечает весь мир. В постановке режиссера и хореографа Михаила Кислярова и сценографии Сергея Бархина эта комедия характеров и положений предстанет в Камерном музыкальном театре в виде легкого, веселого и остроумного спектакля.
Театр решился на эксперимент: опера будет исполняться на немецком языке, но зрители не увидят привычной бегущей строки с переводом. Содержание будет раскрываться в разговорных диалогах на русском языке, в которые отчасти перенесен и текст вокальных номеров.