В Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы Дж. Россини «Итальянка в Алжире».
В прошлую среду 22 мая весь мир отмечал 200-летие Вагнера. Но мало кто знает, что когда он появился на свет в Лейпциге 2 столетия назад, в Венеции в тот же самый день впервые увидела свет рампы опера Россини «Итальянка в Алжире». То есть они - ровесники. И вот этот второй, почти забытый юбилей вспомнил столичный театр на Большой Дмитровке и посвятил ему ее новую постановку, всего лишь вторую в нашем городе. Ведь в Москве она единственный раз шла только раз в начале того же 19 века, а потом вплоть до нынешнего времени звучала только в концертном исполнении. И теперь для возрождения россиниевского шедевра музыкальный коллектив пригласил художественного руководителя драматического театра им. Пушкина Евгения Писарева, что стало его дебютом на оперной сцене.
Как правило, драматические режиссеры дебютируют на оперном поприще достаточно осторожно, как бы нащупывая новую для них специфику. Не стал исключением и руководитель пушкинского театра, который точно следует за музыкой, почти не вмешиваясь в авторский замысел и не позволяя себе особых сценических вольностей. Зато художественное оформление Зиновия Марголина достаточно неожиданно: вместо декораций гигантские шахматные фигуры Слон, Пешка, Ладья, Ферзь и т.д. - слегка стилизованные в виде мечетей. Это, пожалуй, единственная ассоциация с темой Востока, комически преломлявшейся у многих композиторов того времени от Моцарта до Вебера.
Очень внимательно отнесся к партитуре и дирижер Феликс Коробов, сосредоточившийся на строгом соблюдении авторских указаний. Ведь главное у итальянского композитора это, прежде всего, виртуозное вокальное исполнение. Кстати, маэстро тоже в некотором роде дебютант он впервые выступил в роли музыкального руководителя россиниевского спектакля.
Для воплощения оперы Россини московский музыкальный театр собрал свои лучшие исполнительские силы от молодых Сергея Романовского, Арсена Согомоняна, Елены Максимовой, Виктории Вяткиной до маститых Евгения Поликанина и Дмитрия Степановича. Единственный приглашенный солист тенор Максим Миронов, успешно работающий сейчас на лучших сценах Европы, включая венецианскую Ля Фениче и венскую Штаатсопер. Но всем участникам спектакля еще предстоит добиться необходимой легкости и точности пения, особенно в финальных ансамблях, которые у композитора необычайно сложны и требуют от исполнителей полного взаимопонимания.
Премьерные показы «Итальянки в Алжире» в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко - 28-го мая, послезавтра 30-го и в воскресенье 2 июня.
Анатолий Лысенков, радио «Орфей»