Этого события мы ждали почти полтора века, а точнее 148 лет. Столько времени уже прошло после создания вагнеровского шедевра, который еще никогда не ставился в Москве. Здесь были только гастроли, отдельные фрагменты, концертные исполнения, но своих спектаклей ни разу. И вообще в России это лишь четвёртая постановка, все три остальные на счету питерской Мариинки две еще до революции и одна недавняя, 2005 года. И вот наконец, коллектив Евгения Колобова осуществил свою и нашу общую заветную мечту, приурочив ее к 200-летию великого немецкого композитора. Инициатором этого прорыва стал нынешний худрук труппы англичанин Ян Латам-Кениг, начавший с ней сотрудничество "Лоэнгрином" 5 лет назад. Теперь он привлек к работе своего соотечественника художника Джорджа Суглидеса и режиссера из Германии Николу Рааб, а также нашел поддержку недавно назначенного директора Дмитрия Сибирцева. Для самого маэстро это уже пятое обращение к самой трудной и психологичной опере Вагнера.
Работа над Тристаном потребовала огромной отдачи от всех артистов театра, включая оркестр и солистов, которые репетировали два месяца. Но главные роли на премьере все же доверили зарубежным исполнителям, хорошо знакомым с творчеством Вагнера - немецкому тенору Майклу Бабе и сопрано из Швейцарии Клаудии Итен. На их долю выпала колоссальная нагрузка почти три часа на сцене со сложнейшими вокальными партиями. И они отлично справились со своей задачей, хотя к концу явно ощущалась усталость, особенно у певицы. В финальной сцене смерти Изольды у нее уже практически не было сил.
Майкл Баба в роли Тристана. Источник фото: http://www.musicaltoronto.org
Режиссерская концепция оперы оказалась достаточно скромной и вовсе не радикальной, как можно было ожидать. Самые скупые необходимые декорации, нейтральный исторический фон, минимальное разнообразие костюмов и атрибутики ничто не отвлекало от погружения в музыку, царившую в этот вечер в саду "Эрмитаж". Оркестр во главе с дирижером играл все три акта словно на одном дыхании, не теряя ни на минуту тонкого и экспрессивного любовного нерва. И остальные наши участники: Анастасия Бабичева Брангена, Виталий Ефанов - король Марк и особенно Артем Гарнов Курвенал были достойны своих иностранных коллег, доказывая скептикам, что и россияне могут быть настоящими вагнеровскими певцами. Следующий показ Тристана и Изольды в Новой опере - в следующее воскресенье, 25 мая.
Анатолий Лысенков специально для радио "Орфей"