На Новой сцене Мариинского театра в рамках XII Московского Пасхального фестиваля состоялась первая балетная премьера «Весна священная» И.Ф.Стравинского.
Ей предшествовал балет Джорджа Баланчина на музыку Сергея Прокофьева «Блудный сын», который был представлен в первом отделении.
Воплощение «Весны священной» было доверено знаменитой немецкой танцовщице и хореографу Саше Вальц, руководителю труппы «Sasha Waltz & Guests», которая была основана с целью соединить современный танец с разными жанрами театрального искусства.
Напомню, что скандальная премьера вызывающей балетной партитуры Стравинского состоялась сто лет тому назад в Париже в постановке Вацлава Нижинского на сцене Театра Елисейских полей и вызвала у публики шквал негодования и бурных реакций.
В нынешней постановке эпатажа явно не наблюдается, тем не менее, обратить внимание на эту новую работу любителям современного классического танца все-таки стоит.
Легендарную постановку Нижинского в 1987 году реконструировал американский хореограф Миллисент Ходсон вместе с художником Кеннетом Арчером. На исторической сцене Мариинки эта реконструкция была осуществлена в 2003-м и возобновлена в 2012 году.
Саша Вальц возвращается в своей «Весне священной» к ритуальности, древней обрядовости и идее жертвоприношения.
Саша Вальц: Я попыталась создать танец, который отражал бы ту невероятную энергию, которая заключена в музыке Стравинского. В ней вся мощь и сила архаики, она подобна извержению вулкана. Я также была сосредоточена на том, чтобы показать древнее сообщество, совершающее человеческое жертвоприношение. Это сообщество складывается из индивидуальностей, которые необходимо воплотить.
Виктор Александров: А как Вам работалось с артистами балета Мариинского театра?
Саша Вальц: Это очень интересный опыт для меня. Мы вместе осваивали новый танцевальный язык. Это не просто физические движения, это совершенно иной мир. Каждый артист старался ощутить свою неповторимость, свое место в коллективе, в сообществе действующих лиц. Это было ново для нас всех. Мы очень напряженно работали и с нетерпением ждем сегодняшней премьеры.
В содружестве с Сашей Вальц над премьерой «Весны священной» работали: художник по костюмам Бернд Cкодзиг, художники-постановщики - Пиа Майер Шривер и Саша Вальц, художник по свету Тило Ройтер.
В главных партиях заняты ведущие солисты балета Мариинского театра: Дарья Павленко, Екатерина Кондаурова, Александр Сергеев и Юрий Смекалов. Музыкальный руководитель и дирижер постановки Валерий Гергиев.
Валерий Гергиев: «Важнейшая премьера, абсолютно новое прочтение «Весны священной». Я сейчас не хочу сравнивать знаменитые постановки Мориса Бежара, или Пины Бауш и нашу новую работу. При этом Мариинский театр, безусловно, шел к такому событию и балетная труппа, и, конечно же, оркестр. Стравинский говорил: «Я всю жизнь думаю по-русски, для меня слог русский». Он имеет свой музыкальный слог. И в «Весне священной» это настолько пронзительно слышно. Сверхзадача в новой постановке еще раз попытаться передать новизну и шокирующую эволюционность звучания».
В спектакле отсутствуют декорации. На фоне серого пространства сцены рассыпан гравий. Двадцать шесть молодых участников ритуального действа танцуют и заигрывают друг с другом, в финале Избранница (Екатерина Кондаурова) пускается в свою последнюю священную пляску.
Екатерина Кондаурова: «Мы привыкли в нашем театре больше видеть и танцевать классические постановки, у нас есть современные, но не так много. А эта работа дала нам совсем другие ощущения. Здесь мы работали как один общий организм. Всю труппу обогатила эта работа, люди стали открывать в себе какие-то новые грани, выражать себя по-иному, даже те, кто до этого не отличался каким-то драматическим даром. Есть разные мнения - нравится - не нравится, но, такая работа имеет абсолютное право существовать в Мариинском театре».
Добавлю, что премьерные показы «Весны священной» на Новой сцене Мариинского театра пройдут в ближайшие дни, а уже совсем скоро новую работу Саши Вальц увидят зрители Берлина и Брюсселя.
Кроме того, в Санкт-Петербурге 16 мая в Музее-институте семьи Рерихов будет открыта выставка «Весна священная. Возвращение», посвященная истории создания балета и его исторической реконструкции. В основе экспозиции - работы Николая Рериха: эскизы декораций и костюмов.
Виктор Александров с Новой сцены Мариинского театра специально для радио «Орфей»
Фотографии заимствованы с официального сайта Мариинского театра http://www.mariinsky.ru/