В театре «Школа драматического искусства» грядёт необычная премьера - спектакль в трёх актах, двух кладбищах и одном концерте «Стойкий принцип» по произведениям «Стойкий принц» Кальдерона и «Пир во время чумы» Пушкина.
В основе сюрреалистического действа, поставленного режиссером Борисом Юханановым, лежит классический текст испанского драматурга Кальдерона. По словам создателей, в этом проекте соединились жанры мистерии и современного перформанса.
Музыку к спектаклю написал известный композитор современной формации Дмитрий Курляндский, с которым в ожидании премьеры встретилась Елена Кравцун.
Дмитрий Курляндский
Дмитрий, спектакль, к которому Вы писали музыку, называется «Стойкий принцип». Во время работы над партитурой какие-то ваши принципы пошатнулись или вы наоборот только укрепились в своих воззрениях?
Сложный вопрос. Конечно, упрочились! Подготовка к спектаклю, сам спектакль - это серьёзное испытание и для нас, артистов, и для слушателей, которым предлагается провести 10 часов в театре. Выживают только самые принципиальные. Это своеобразная проверка на прочность. Раз я до сих пор здесь и завтра премьера, хотя ещё есть время сбежать (смеётся), значит, я только укрепился! С режиссёром спектакля Борисом Юханановым у нас сложился прочный творческий союз. Мне не приходится наступать на свои принципы работы со звуком, не приходится подстраиваться под неприемлемую для меня эстетику. Борис прислушивается ко мне, и мы делаем этот спектакль действительно вместе.
Это не первый Ваш опыт сотрудничества с Борисом Юханановым
Да, это второй такой опыт.
Как Вы нашли друг друга?
Нас познакомил Теодор Курентзис, который предложил сделать совместный проект. В дальнейшем предполагаемый проект мутировал и так пока не воплотился. Но мы с Борисом поняли, что может сделать что-то самостоятельное вместе. В итоге спустя полгода Борис предложил мне делать «Стойкий принцип». Признаюсь, я уже два года в этом проекте. Сам спектакль готовился к постановке три года. Как видите, это испытание для самых стойких! В ходе работы над спектаклем возник замысел оперы «Сверлийцы», который мы воплотили в жизнь буквально за полгода.
Почему вы уделяете такое пристальное внимание принцам? В «Сверлийцах» был принц, в нынешнем спектакле в центре коллизии опять принц. С чем это связано?
Я думаю, что некая идея миссионерства присутствует в мировоззрении Бориса. На мой взгляд, он несёт свою миссию художника вполне оправдано и очень артистично. Он во многих постановках окружает себя принцами. Это его личная позиция. И вопрос, почему так происходит, нужно задать ему.
Первый акт спектакля "Стойкий принцип". Фото предоставлено пресс-службой театра.
Чем работа над музыкой к драматическому спектаклю принципиально отличается от работы над оперой? Ведь если мы взглянем на современные оперы, то они часто находятся на стыке разных искусств, а в театральных спектаклях нередко наличествуют оперные арии или балетные сцены
Разница есть. Главное отличие состоит в том, что материя драматического театра абсолютно непредсказуема. В опере композитор получает либретто, вместе с его автором или самостоятельно работает над текстом, а потом работает, скажем, год и пишет фиксированную партитуру, с которой уже ничто ничего не может сделать. Режиссёру остаётся только принять ту временную структуру, которую композитор изначально закладывает. Партитура существует отдельно от режиссуры. Её может поставить кто угодно. В театре совсем другая история. В нашем случае получилось стопроцентное сотворчество. Материя всё время видоизменялась, превращая создание спектакля в текучий и пластичный процесс. Разница именно в этом.
Я знаю, что в канву спектакля вписаны мюзик-хольные номера, различные песни. Вы изначально рассчитывали на определённых актёров, которые будут в силах это исполнить?
Спектакль рождался в рамках творческой лаборатории, в специфической, свойственной именно этому театру, атмосфере. Актёры разрабатывали и приносили какие-то этюды на текст из пьесы Кальдерона. Часто эти этюды уже включали музыку. Режиссёр в течение трёх лет осматривал эти готовые сцены, в какой-то момент подключился и я. Мы, конечно, что-то советовали, корректировали, но принципиально вмешиваться в творчество артистов мы не имели морального права. Потому что это был бы уже совсем другой театр. В «Школе драматического искусства» основополагающий принцип заключается в том, что актёр занимается сотворчеством с режиссёром, композитором, сценографом. Передо мной стояла задача, как весь это «салат» из маленьких сцен, а их было несколько десятков, каждая их которых несёт музыкальное наполнение, сделать единый спектакль. Мне нужно было придумать контекст, атмосферу, чтобы все эти номера не выглядели эклектичным набором, чтобы что-то их скрепляло, чтобы моя музыкальная ткань могла впитать всё найденное актёрами. На мой взгляд, я справился. Музыка звучит всё время, либо моя, либо не моя. Но даже если звучит не моя музыкальная ткань, но так как вся концепция принципиальная, временная, структурная разрабатывалась и продумывалась мною, то я как бы присваиваю всё это, подписываюсь под этим.
Спектакль с перерывами длится десять часов. Не боитесь того, что зритель просто не выдержит такого марафона?
Такую длительность продиктовала структура спектакля. Малая часть не даёт представления о целом. Нужно увидеть всё, иначе ты получишь отрывочное впечатление. У нас было три открытых показа, которые продемонстрировали, что зрители выдерживают. Тем более, что спектакль поделён на две части по три акта. Можно прийти в один вечер посмотреть одну часть, а в другой вечер следующую.
Выбор пьесы Кальдерона это возможность отрефлексировать происходящее в современном мире через старинный текст?
Спектакль оказался очень злободневным. В первую очередь, обнаруживаешь, что ничего с тех пор не поменялось. В центре внимания противостояние христиан и мусульман. Как это было тогда, так и сейчас ещё слышны отголоски этих сложных взаимоотношений.
Вы не боитесь ставить спектакль на религиозную тему в сегодняшней России?
Что значит «не боитесь»? Это классический текст. Другое дело, что он может вызвать агрессивную реакцию. Местами он очень жёсткий, что действительно может вызвать такие мысли «а не страшно вообще?»
Вы когда писали свою музыку, чем вдохновлялись?
Меня впечатляет сама атмосфера в театре. Когда спектакль прорастает, постепенно вызревает - это фантастическое ощущение. Я попытался также «прорастить» музыкальный текст , не столько сочинить, сколько услышать во всём музыку, звук.
Как актёры восприняли вашу музыку? Она им помогает или наоборот мешает?
По-разному. Этот спектакль многосоставный, поэтому и мнений много. Некоторые воспринимают с сопротивлением, а некоторым наоборот нравится. Дело в том, что все актёры исполняют роли и музыкантов. Они сами играют на инструментах. Год назад мы начали формировать свой оркестр в рамках театра. Нужно было понять, как человек без музыкального образования, может играть на инструменте. Мы всё обсуждали, поэтому острых углов у нас нет. Все привыкли и существуют в рамках спектакля органично.
Расскажите, где в будущем ещё можно будет услышать вашу музыку?
Осенью у меня намечается множество проектов, и я надеюсь, что всё получится. Потому как в России всё нестабильно и что-то может сорваться. На «Платформе» у меня будет в октябре танцевальный перформанс, для которого я придумал инструмент.
Сами сконструировали? И как назвали?
Да, сам сделал его, а назвал вибродрам, то есть вибробарабан. В нём есть система вибраторов, которые создают биение мембраны внутри инструмента. Интенсивность вибрации управляется с помощью микшерного пульта. Разность вибраций дают различные биения. В ноябре также на «Платформе» будет премьера огромного цикла для двадцати четырёх музыкантов под названием «Невозможные объекты». Это семьдесят минут музыки, сопровождающейся видеоартом. Первые два «объекта» делались в Париже в 2010 году с итальянскими видео артистами. Сейчас появилась возможность закончить этот проект уже с отечественными творцами. В октябре в Граце у меня состоится премьера камерной оперы «Астероид-62», а в России будет показ в рамках «Опергруппы» Василия Бархатова в декабре.
Материал подготовила Елена Кравцун