29 мая в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится гала-концерт IV Международного музыкального фестиваля «Приношение Кнушевицкому». В исполнении Хиблы Герзмавы, Александра Гиндина, Алены Баевой, Евгения Румянцева и Сергея Суворова, а также Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Гиндина прозвучат произведения Моцарта, Курбатова и Ваингартнера.
Международный фестиваль «Приношение Кнушевицкому» возник в 2007 г. в Саратове к 100-летию со дня рождения Святослава Николаевича Кнушевицкого, родившегося в городе Петровске Саратовской области, и проводится каждые два года. В этом году фестиваль, проходивший с 10 февраля по 10 марта, был посвящен памяти журналиста, активного общественного и музыкального деятеля, организатора множества социально значимых и благотворительных проектов, внучки Святослава Кнушевицкого Ольги Суворовой (1958-2012), которая на протяжении шести лет являлась главным вдохновителем и организатором Международного музыкального фестиваля «Приношение Кнушевицкому».
С 2008 г. Ольга Суворова активно сотрудничала в качестве продюсера концертов классической музыки с концертным агентством «Арт-Брэнд», которое выступило продюсером гала-концерта фестиваля в Москве памяти Ольги Суворовой.
В концертах фестиваля прошлых лет принимали участие виолончелисты Александр Рудин, Наталия Гутман, Сергей Суворов (сын О.Суворовой и правнук С.Н.Кнушевицкого) и многие другие известные музыканты.
В гала-концерте 29 мая в Концертном зале им. П.И.Чайковского в сопровождении камерного оркестра Musica Viva под руководством Александра Рудина выступят выдающиеся солисты: Хибла Герзмава (сопрано), Александр Гиндин (фортепиано), Алена Баева (скрипка) и дуэт виолончелистов нового поколения Евгения Румянцева и Сергея Суворова, которые представят Концерт для двух виолончелей с оркестром А.Курбатова (партию фортепиано в котором исполнит автор). Премьера сочинения, заказанного О.Суворовой, состоялась на фестивале этого года в Саратове. В концерте прозвучат также написанный сто лет назад и ни разу не исполнявшийся в России Скрипичный концерт австрийского композитора, знаменитого дирижера Феликса Вайнгартнера и Концертная ария В.А.Моцарта Ch’io mi scordi di te? КV 505 редко звучащий шедевр вокально-инструментальной музыки венской классики.
Святослав Кнушевицкий (1907-1963) выдающийся виолончелист, ансамблист, педагог, профессор Московской консерватории, лауреат Государственной премии, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Продолжатель традиций российской виолончельной школы, ученик Семена Матвеевича Козолупова, Святослав Кнушевицкий на протяжении нескольких десятилетий был одним из лидеров отечественного виолончельного искусства. Еще в стенах Московской консерватории, занимаясь в классе камерного ансамбля А.Ф.Гедике и Ф.М.Блуменфельда, он начал играть в различных по составу ансамблях, а затем долгие годы выступал в составе знаменитого трио Л.Н.Оборин, Д.Ф.Ойстрах, С.Н.Козолупов.
В 1930-е годы Кнушевицкий создает Первый квартет виолончелистов, просуществовавший хоть и недолго, но вошедший в историю благодаря специально созданным для него произведениям советских композиторов Г.Гамбурга, А.Животова, А. и М. Крейнов.
В 1933 г. он одерживает победу на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (вторую премию получила Галина Козолупова, ученики С.М.Козолупова разделили между собой весь пьедестал).
В 1930-е начинается деятельность дуэта Льва Оборина и Святослава Кнушевицкого, а осенью 1941-го по радио транслируется выступление вновь созданного трио в составе Льва Оборина, Давида Ойстраха и Святослава Кнушевицкого, официальной датой создания которого считается первое публичное выступление 22 марта 1942 года. В 1945 г. ансамбль исполняет премьеру Трио, ор. 67 «Памяти Соллертинского» Шостаковича. На зарубежных гастролях трио признается одним из лучших камерных ансамблей в мире.
Активное сотрудничество Кнушевицкого с композиторами обогащает и сольный репертуар виолончелистов 17 марта 1945 исполняется премьера написанного для него Виолончельного концерта Мясковского, успех которого послужил импульсом для появления концерта Хачатуряна. К фортепианному и скрипичному концертам Хачатуряна в исполнении Оборина и Ойстраха добавился голос Кнушевицкого.
Вторая половина 1940-х годов расцвет творческой деятельности виолончелиста. Им впервые исполнены концерты Глиэра, Кабалевского, сонаты Шостаковича. Последний считал деятельность Кнушевицкого «примером подлинно рыцарского отношения к творчеству советских композиторов». Кнушевицкий уходит из Большого театра, где работает солистом-концертмейстером, посвящая себя целиком и полностью концертной деятельности, камерному музицированию и педагогике. В московской консерватории он сменяет на посту заведующего кафедрой виолончели и контрабаса своего учителя С.М.Козолупова. Среди его учеников Е.Альтман, М.Хомицер, И.Гаврыш.
Именем Кнушевицкого назван проводимый с 2012 г. в Саратове Международный конкурс виолончелистов.