13, 14 и 15 мая состоится первая премьера на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) - балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского в постановке легендарного современного хореографа Саши Вальц.

На сегодняшний день существует более двухсот постановочных версий «Весны священной». Гениальная партитура Стравинского оказалась идеальной для балета, став неиссякаемым источником поисков хореографов. Сам композитор признавал лучшей постановку Вацлава Нижинского и скептически относился к появлению новых. При том, что балет Нижинского на премьере 29 мая 1913 года в Театре Елисейских Полей вызвал у слушателей шок и возмущение. К культурному перевороту, которым оказался спектакль, авангардным примитивизмом бросая вызов привычной рафинированной красивости балетов дягилевской труппы, публика была не готова: бородатые мужики в длинных рубахах и лаптях, нарочито уродливые движения, тяжеловесные прыжки с приземлением на плоскую косолапую ступню, невиданный дикий пляс. Действие организовывал лишь ритм, имеющий в балете основополагающее значение, ему подчинялось все.

Публика созрела к признанию балета Стравинского лишь к 1929 году. Дягилев не без сарказма писал: «”Священная весна” имела вчера настоящий триумф. Это дурачье дошло до ее понимания. Times говорит, что Sacre для ХХ века то же самое, что 9-я симфония Бетховена была для XIX! Наконец-то!».

Балет Нижинского вспомнили и оценили много лет спустя. Американский хореограф, специалист в области реконструкции балетов Миллисент Ходсон вместе с художником Кеннетом Арчером восстановила балет в 1987 году в труппе «Джоффри Балле». С тех пор он идет во многих странах. В Мариинском театре эта реконструкция была осуществлена в 2003 и возобновлена в 2012 году.

В связи со столетием «Весны священной» по всему миру идут фестивали. Хореографы, по выражению Мориса Бежара «одурманенные музыкой Стравинского», по-прежнему ищут ее новые самые разные воплощения в танце.

Саша Вальц возвращается в своей «Весне священной» к ритуальности, древней обрядовости, идее жертвоприношения. Хореограф уверена, что в этой музыке «скрыта какая-то древняя мощь, она будто бы напоена силой земли. С одной стороны, я хотела подчеркнуть музыку, с другой стороны, не хотела быть ее жертвой. Музыка настолько сильна сама по себе, что мне необходимо было сохранить «независимость», автономию своего мира».

Саша Вальц – один из культовых современных хореографов. С 1993 года она руководит труппой «Sasha Waltz & Guests», которая была основана с целью интегрировать современный танец во всевозможные виды театрального искусства. Помимо организации музыкально-драматически-танцевальных проектов, Саша Вальц является и организатором культурных центров: в 1996 году она создала театр Софиензале, авангардный культурный центр, в 2006 на берегу Шпрее из заброшенной насосной станции выросла «Radyal System» — концертно-театральная база для четырех коллективов — хореографической труппы «Sasha Waltz & Guests», Берлинской Академии старинной музыки, ансамбля солистов «Калейдоскоп» и «Vocalconsort Berlin», а также площадка для многочисленных музыкальных фестивалей.

В 2000—2005 годах Саша Вальц была одним из руководителей берлинского театра Шаубюне. «Весна священная» на сцене Мариинского театра – не первая работа Саши Вальц в России. В 1998 году был осуществлен проект «На земле» (или «Das Land»), который компания «Sasha Waltz & Guests» делала вместе с шестью актерами из «Класса экспрессивной пластики» Геннадия Абрамова.

Премьера «Весны священной» в Мариинском театре приурочена к 100-летию легендарного балета Игоря Стравинского в хореографии Вацлава Нижинского. В день 100-летия премьеры балета Стравинского-Нижинского 29 мая 2013 года в Театре Елисейских Полей труппа Мариинского театра и оркестр под управлением маэстро Валерия Гергиева представят «Весну священную» в хореографии Нижинского и в хореографии Саши Вальц.

На премьере 13, 14 и 15 мая в программе вечера – также балет Джорджа Баланчина на музыку Сергея Прокофьева «Блудный сын».

Над постановкой работают: хореограф – Саша Вальц, художник по костюмам – Бернд Cкодзиг, художники-постановщики: Пиа Майер Шривер и Саша Вальц, художник по свету – Тило Ройтер, ассистенты хореографа: Хуан Круз Диаз де Гарайо Еснаола, Люк Данберри, Антонио Руз и Яел Шнелл.

Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Валерий Гергиев.

Вернуться к списку новостей