2 и 3 мая на «Платформе» («Винзавод») - мировая премьера «Страстей по Никодиму» Александра Маноцкова, куратора музыкальной программы 2013 года, в исполнении вокального ансамбля «Questa Musica» и Московского ансамбля современной музыки. Дирижер Филипп Чижевский; режиссер Денис Азаров.
«Страсти по Никодиму» Александра Маноцкова написаны по мотивам евангелия от Никодима неканонического текста, содержащего фрагменты церковных преданий. Хоралы композитор написал на тексты Ницше.
Александр Маноцков: «Страсти - музыкальное повествование о последних днях и смерти Иисуса Христа - жанр и старый (их начали писать задолго до Баха, автора самых известных «Страстей»), и новый (в двадцатом веке «Страсти» писали, например, Пендерецкий, Губайдулина, Пярт, Голихов). Обычно «Страсти» бывают «по » - тут следует имя евангелиста, чьи тексты взяты в основу либретто. Соответственно, «Страсти по Никодиму» написаны по мотивам евангелия от Никодима - есть такой текст, с одной стороны неканонический, а с другой, содержащий некоторые вещи, включённые в церковное предание. Но «церковное» и в композиторских «Страстях» вообще, и в моей партитуре - не на первом плане; на первом плане обычно оказывается отношение автора к личной проблеме смерти и зла - проблеме, которую, так или иначе, всем придётся решать, и которая в сюжете Страстей Христовых (в чисто художественном смысле, помимо «религии») доведена до абсолютной остроты.
Я написал либретто несколько лет назад, но радикально его переделал, когда у меня стал появляться конкретный образ музыки «Страстей по Никодиму». В прошлом году я в Германии написал по заказу несколько вокальных пьес на немецком, полюбил немецкую просодию - а некоторые тексты Ницше давно представлялись мне прекрасными христианскими комментариями к Страстной неделе - в итоге, хоралы у меня немецкие, на тексты Ницше.
В тексте речь идёт о судебном разбирательстве и казни - рассказчик (Никодим) у меня что-то вроде судмедэксперта. Имя подсудимого - осуждённого - звучит только в эпилоге.
В этой музыке я стремился к тому, чтобы экспрессия была не результатом «прямого» высказывания, а возникала как бы объективно, как следствие развития чисто музыкальных идей. Несмотря на мою многолетнюю практику в области древнерусской певческой традиции и духовных стихов, оказалось, что эти мои умения совершенно не требуются этой партитуре. А потребовались, помимо традиционных академических инструментов, экзотические ударные и генератор белого шума. В партитуре также оговорено использование титров и видео.»