Основанный в 1978 году Жаном-Пьером Валле, Камерный оркестр Парижа до сих пор сохранил в себе лучшие традиции камерного исполнительского музицирования. В разное время ансамблем руководили: Армин Жордан, Жан Жак Канторов, Джон Нельсон.
Сейчас коллектив возглавляет австрийский скрипач и дирижер Томас Цеетмайр (которого москвичи и гости столицы могли слышать в декабре прошлого года с Мюнхенским камерным оркестром), должность главного приглашенного дирижера сохранил за собой сэр Роджер Норрингтон.
Базовой концертной площадкой Парижского камерного оркестра является Театр Елисейских Полей. Впрочем, концерты коллектива регулярно устраиваются и в других залах французской столицы Соборе Парижской Богоматери, Cite de la musique, Концертном зале Плейель и Театре Шатле. Оркестру свойственно рафинированное звучание, мягкость кантилены и гибкость фраз.
В 2004 году оркестру была присуждена почетная премия Франции «Музыкальные победы» в номинации лучший инструментальный ансамбль.
Сотрудничество с молодым японским дирижером Казуки Ямада стало новым ярким этапом в развитии оркестра.
У себя на родине Ямада постоянно дирижирует Симфоническим оркестром телерадиокомпании NHK, Японским филармоническим, оркестром Токио и многими другими коллективами страны. Сам Сейджи Одзава в 2010 году предложил Казуки Ямадо сотрудничать с оркестром знаменитого японского фестиваля Сайто-Кинен. Во Франции Казуки Ямада часто дает концерты, в том числе и с Парижским камерным оркестром. Именно с этим дирижером коллектив и посетил российскую столицу.
Программа включала в себя произведения французских композиторов: Франсиса Пуленка, Клода Дебюсси и Камиля Сен-Санса (в Интродукции и рондо-каприччиозо с оркестром солировала концертмейстер оркестра Дебора Немтану, а в Первом виолончельном концерте Анри Демаркетт). Подлинным откровением концертной программы вечера стала безукоризненное исполнение французской арфисткой Валерией Кафельниковой Двух танцев для арфы и струнного оркестра Клода Дебюсси.
Валерия родилась в Санкт-Петербурге, еще в юности эмигрировала во Францию, где продолжила обучение игре на арфе у Изабель Моретти и Фабриса Пьера. Она - лауреат множества международных конкурсов, в том числе престижнейшего состязания арфистов имени Лили Ласкин в Париже.
С партитурой Клода Дебюсси Валерия Кафельникова не расстается (уже и не помнит, сколько раз ее играла в концертах). «Арфа в Священном и Светском танцах очень грациозна», - отмечает Валерия.
Валерия Кафельникова: «Во-первых, нужно сказать, что в начале XX века для арфы композиторы очень мало писали. И Дебюсси как бы первый начал сочинять для этого инструмента. Во Франции появилась такая школа композиторов, которые пишут для арфы. Эти Два танца Клода Дебюсси были написаны для Брюссельской консерватории, в принципе ученическое произведение, созданное для конкурса арфы. Но, вышел шедевр, конечно. Дебюсси рассказывал своим коллегам, как нужно пережимать аккорды, как нужно делать из этой музыки импрессионистское произведение, именно искать краски, а не воспроизводить голос человека, скорее краски, такие вот пейзажи
С Камерным оркестром Парижа мне очень комфортно играть, потому что я с ними часто работаю как приглашенная солистка. Мне нравится, как они играют музыку Клода Дебюсси, как они умеют аккомпанировать. У них специфический звук. Казуки Ямадо меня очень вдохновляет. Я первый раз с ним играла в Нанте на музыкальном фестивале La Folle Journée, где, между прочим, выступают очень много русских музыкантов. С Ямада мы играли тогда Концерт для арфы Франсиса Пуленка, и я просто была в восторге от его дирижирования. У него жесты такие плавные, очень чёткие. Ямада хорошо слушает солистов, у него особенный контакт с солистами »
Дирижер Казуки Ямада доволен работой с Парижским камерным оркестром.
Казуки Ямада: «Этот оркестр я бы сравнил с большой семьей. Он звучит очень стройно и мобильно, мне даже иногда кажется, что музыканты играют вместе сами по себе и не нуждаются в моём жесте. Мне это очень импонирует. Я вообще очень люблю живые концерты, в те самые моменты я стараюсь почувствовать, что хочет солист и как с ним общается оркестр во время музицирования».
Концерт in D для струнного оркестра («Базельский») И.Ф.Стравинского с его неоклассическими элементами, стилизацией барочного concerto grosso стал яркой кульминацией гастролей французских музыкантов.
Виктор Александров из Концертного зала им. Чайковского, специально для радио «Орфей»