Московский детский музыкальный театр имени Наталии Сац 26 и 27 апреля в Большом зале театра представляет премьеру спектакля «Золотой петушок» на музыку Римского-Корсакова. Новая постановка совместная работа художественного руководителя театра Георгия Исаакяна, народного артиста России Андриса Лиепы и балетмейстера Гали Абайдулова - поразит воображение юных зрителей прекрасной музыкой и эффектным зрелищем, а взрослым позволит пересмотреть представления о том, где проходит граница между детским и взрослым репертуаром и убедиться, что шедевры музыкального театра можно и нужно исполнять для детской аудитории. Тем более, если это - такая сказочная, полная чудес и волшебства история, как небылица в лицах (жанровое определение композитора) «Золотой петушок» Римского-Корсакова, 170-летие которого отмечается в следующем году (композитор родился в марте 1844 года).
Постановка театра имени Наталии Сац это попытка воссоздать легендарный спектакль «Золотой петушок», поставленный в 1914 году для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в хореографии Михаила Фокина и в декорациях Наталии Гончаровой. Эта «аутентичная» сторона грядущей премьеры Театра имени Наталии Сац достойна особого внимания профессионалов.
Опера-балет «Золотой петушок» была представлена в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева в 1914-м году, и спектакль стал одной из самых успешных постановок этого года. Повышенный интерес публики вызывали эффектное оформление спектакля, сделанное художницей-авангардисткой Наталией Гончаровой, и изысканная сценография Михаила Фокина, для которого «Золотой петушок» стал одной из последних совместных работ с Дягилевым. Этот спектакль наиболее ярко воплотил эстетику «Русских сезонов», одной из самых сильных сторон которой был синтез музыки, танца и художественного оформления. Из этих составляющих, каждая из которых была исполнена выдающимися композиторами, балетмейстерами и художниками того времени, рождались многие уникальные спектакли антрепризы Дягилева. И постановка «Золотого петушка» Римского-Корсакова стала авангардной и наделавшей не намного меньше шума, чем скандальная «Весна священная».
По замыслу Михаила Фокина в спектакле были заняты и балетные артисты и оперные. Танцовщики средствами пантомимы и хореографии разыгрывали действие на сцене, а оперные артисты сопровождали его пением, сидя или стоя у кулис, создавая подобие античного хора, комментирующего сюжет. Такая подчеркнутая театральность и яркая зрелищность казались необычными современникам Дягилева. В сегодняшних реалиях эти качества спектакля, вероятно, будут особенно привлекательны для уникальной аудитории Детского музыкального театра имени Наталии Сац.
«Наш театр единственный в мире Театр оперы и балета для детей, - говорит художественный руководитель театра Георгий Исаакян. - Театр не «взрослый», представляющий «детские» спектакли, не кукольный или цирковой, а именно детский и музыкальный. С полноценной оперной и балетной труппой, большим симфоническим оркестром, с огромным залом, рассчитанным на тысячную аудиторию. С серьёзным, классическим и в тоже время доступным для детского восприятия репертуаром, включающим шедевры Чайковского, Прокофьева, Моцарта, Стравинского, как и целый ряд партитур, написанных специально для детей и для сцены Театра имени Наталии Сац. На протяжении последних лет уникальный репертуар театра пополняют в том числе и реконструкции постановок «Русских сезонов» Сергея Дягилева в хореографии Андриса Лиепы».
Аутентичность этого «Золотого петушка» в первую очередь - в художественном оформлении, декорациях и костюмах, информацию о которых постановщики собирали буквально по всему миру. Эскизы декораций имеются в музее лондонского Ковент-Гарден. Костюмы восстанавливались по эскизам из Третьяковской галереи, музея Метрополитен в Нью-Йорке. Была внимательно изучена уникальная 10-минутная кинозапись танцев, поставленных Фокиным в 1938 году в Базеле.
Художественным оформлением занимался тонкий стилист, замечательный театральный художник Вячеслав Окунев, и его работа над сценическим оформлением это уникальная возможность увидеть спектакль дягилевских «Русских сезонов» таким, какой он был 100 лет назад. Восстановить хореографию доподлинно невозможно, однако, в соответствии с сохранившимися описаниями сохранены её ключевые моменты. Учитывая эту танцевальную стилистику и особенности сценического пространства, созданного Гончаровой, постановщики создали новую версию оперы-балета «Золотой петушок».