Экстраординарный профессор Йельского университета Уильям Лайон Фелпс как-то заметил: «Ценность вещи определяется не тем, сколько вы готовы за нее заплатить, и не тем, во сколько она обошлась производителю, а тем, сколько за нее дадут на аукционе». В знаменитом Доме Christie’s эту истину знают наизусть и в эти дни готовы поделиться с каждым. В честь двадцатилетнего присутствия в России короли торгов проводят бесплатную выставку в изысканных стенах Дома Спиридонова, что в Малом Гнездниковском переулке.
Короткий срок проведения выставки, всего три дня, и художественный контент, сплошь шедевры мирового искусства, делают это событие уникальным. Пусть кто-то сетует, что на полноценный вернисаж весенняя выставка Christie’s в Москве всё-таки не может претендовать, то ли дело фирменные «Русские вечеринки» в Лондоне, уже сама возможность свободно постоять перед редкими полотнами Матисса, Пуссена и Милле воистину умиляет. Например, протоавангардная картина Ильи Машкова «Натюрморт с фруктами» впервые показывалась в 1910 году в рамках первой выставки художественного объединения «Бубновый валет». Последний же раз публика восхищалась насыщенностью красок и тонкостью композиции «Натюрморта» в 1913 году в Амстердаме. И только сейчас, спустя сто лет, выпал шанс увидеть эту картину вживую, перед тем, как она станет достойным украшением частной коллекции. Экспрессивное полотно Машкова станет топ-лотом русских торгов Christie’s, которые пройдут в Лондоне 3 июня 2013 года. По прогнозам, цена на эту картину может подняться до 5 миллионов долларов.
Особенная удача экспозиции, которая, к слову, насчитывает 25 работ, - акварель «Любовь среди руин» прерафаэлита сэра Эдварда Коли Берн-Джонса. Камерная по составу участников, но нетрадиционно крупная по размерам для акварели, эта картина полна романтической грусти и элегантной меланхолии. По настроению ей отчасти вторит богато выписанное полотно сэра Джона Эверетта Милле «Сёстры».
Внимание потенциальных покупателей закономерно привлечёт респектабельная картина голландца Яна Стена с морализаторским названием «Легко пришло, легко и ушло» из раздела Старых Мастеров. Её эстимейт 7-10 миллионов фунтов стерлингов. Кстати, в качестве главного героя полотна выступил сам художник. Он изобразил себя зажиточным эстетом и гурманом, ведущим беспечный светский образ жизни с непременными устрицами на завтрак.
Искусство импрессионизма и модернизма представлено двумя колоритными, по-фовистски громко звучащими женскими портретами: «Мадам Матисс в кимоно» Дерена и «Сидящая девушка в сером платье» Матисса.
В этом году аукционный дом Christie’s для московской выставки ввёл новые коллекционные категории, такие как мебель и фотография. Некогда украшавшие будуар герцогини Альба и хранящие немало сокровенных тайн, журнальный столик и напольные лампы пережили бомбардировки Второй мировой войны, и сегодня уже стали культовыми вещами в духе ар-деко. Общую картину чинности и благородства нарушают дерзкие фотоснимки Дэвида Лашапеля, Хельмута Ньютона и Альберта Уотсона. Вот икона стиля Кейт Мосс притаилась в марокканских песках, а вот татуированная Анджелина Джоли экстатично играется с лошадью.
Перламутрово-пастельный интерьер Дома Спиридонова с лепниной на потолке, резными дверьми и огромными витражами стал достойным обрамлением для мировых шедевров. В то время как музыкальное сопровождение, в качестве которого были выбраны композиции в духе трип-хоп и эйсид-джаз, вступает в явный диссонанс с общей направленностью выставки. Но не это главное. Пересекая парадное крыльцо особняка, вспоминаешь известное утверждение: «Нет ничего легче, чем продавать то, что ты любишь». В аукционном Доме Christie’s без оглядки любят каждый лот, не сомневайтесь!
Текст и фото Елена Кравцун