10, 11, 12, 13 и 14 апреля в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» состоятся премьерные показы концерта памяти Тихона Николаевича Хренникова. Эта программа приурочена к 100-летнему юбилею выдающегося советского композитора и дню рождения театра, которому в этом году исполняется 23 года.
О Хренникове в последнее время часто вспоминают, но не в связи с его музыкой. Главным образом, обсуждается его деятельность в Союзе композиторов, который он бессменно возглавлял с 1948 года. Имя его постоянно упоминается в биографиях Прокофьева, Шостаковича, Мясковского.
Для художественного руководителя «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана имя Хренникова также связано с Шостаковичем. В 2000 году Тихон Николаевич пришел на премьеру «Леди Макбет Мценского уезда», поставленной в первой авторской редакции, и после спектакля сказал: «Эта та опера, которую Шостакович написал. В других театрах не та» (в России тогда все еще привычнее была вторая редакция, приближенная к требованиям соцреализма).
Наибольшее число сочинений Хренникова появилось в 1930-е 1950-е годы. Его музыка давно покинула категорию «современной». Что из обширного наследия композитора перейдет в категорию классики, какие произведения имеют абсолютную, чисто музыкальную ценность и как в наши дни воспринимается хренниковское чувство юмора? В «Геликоне» соединили в одной программе сцены из опер «В бурю», «Мать», «Фрол Скобеев», детских опер и оперетт, массовые песни сталинской эпохи и по-прежнему популярную музыку к пьесам Уильяма Шекспира «Дуэнья» и «Много шума из ничего».
В программе заняты солисты театра Елена Михайленко, Инна Звеняцкая, Ирина Рейнард, Лидия Светозарова, Максим Перебейнос, Пётр Морозов, Вадим Летунов, Андрей Паламарчук, Дмитрий Хромов, Дмитрий Скориков, Александр Миминошвили, артисты хора, симфонический оркестр театра. Дирижёры народный артист России Владимир Понькин, Валерий Кирьянов.