В Тарту на сцене старейшего театра Эстонии - «Ванемуйне» - состоялась премьера спектакля «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в постановке художественного руководителя Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана. Эта постановка - историческая реконструкция легендарного спектакля 1922 года Оперной студии К.С. Станиславского, 150-летие которого в этом году широко отмечает мировая театральная общественность. Следующие спектакли состоятся 11, 13 и 26 апреля.
В кастинге, который проходил в театре больше года назад, принимало участие более 100 певцов из разных стран. 6 апреля на сцену Малого дома театра «Ванемуйне» вышли солисты из Швеции, Эстонии, Финляндии, Литвы: Онегин Линус Бёржессон (Швеция), Татьяна Мария Фонтош (Швеция) и Кармен Пуис (Эстония), Ольга Явита Вескевичуте (Литва) и Тэли Йокс (Эстония), Ленский Мерунос Витулскис (Литва) и Рональд Лиив (Финляндия), Няня Валентина Кремен (Эстония) и Мерле Сильмато (Финляндия), Ларина Анна-Лиза Пиллак (Эстония), Гремин Койт Соасепп (Финляндия) и Март Якобсон (Эстония), Трике Айвар Касесте (Эстония).
Музыкальный руководитель и дирижёр спектакля известный эстонский маэстро Пауль Мяги. Для Д. Бертмана эта совместная работа не случайна. Впервые они встретились ровно двадцать лет назад в 1993 на Уэксфордском фестивале на постановке оперы А.С. Даргомыжского «Русалка». Именно с того момента началась международная карьера Дмитрия Бертмана. В дальнейшем Пауль Мяги много раз сотрудничал с «Геликон-оперой»: дирижировал спектаклями театра на гастролях Таллинне, на сцене театра на Елисейских полях в Париже и Фестшпильхауса в Зальцбурге.
Над спектаклем «Евгений Онегин» также работали постоянные соавторы Д. Бертмана по работам в «Геликон-опере» и заграницей заслуженные художники России Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, художники по свету Имби Мялк и Андрес Сарв.
Тартуский театр «Ванемуйне» - старейший театр Эстонии, один из лучших музыкальных театров Европы. Сам Тарту перекрёсток европейских культур, колыбель Дерптского университета, навсегда осенённый благодаря гению Юрия Лотмана именем А. С. Пушкина.
Эти место и название для Дмитрия Бертмана глубоко символичны: «В этом году у Константина Сергеевича Станиславского двойной юбилей 150 лет со дня рождения и 75 лет со дня смерти. Создатель знаменитой во всем мире «системы» последние двадцать лет своей жизни делил между драмой и оперой. В неспокойном 1918 году он возглавил Оперную студию Большого театра, но только четыре года спустя родился спектакль, с которого началась история современной музыкальной режиссуры. Это был «Евгений Онегин». Молодые артисты играли в современных костюмах, оркестра не было, но очень скоро спектакль оказался на сценах нескольких театров, и он живёт до сих пор.
То, что в 1922 году было современным, сегодня воспринимается как ретро, как старая черно-белая фотография. Я и восстанавливал «Евгения Онегина» в постановке Станиславского как ретро. Но все-таки главная цель не воспроизвести в который раз обстановку особняка в Леонтьевском переулке с его знаменитыми колоннами, а пройти тем же путем, каким шёл Станиславский в 1922 году, заново проработать каждую мизансцену с актерами по его методу.
Я ставил «Евгения Онегина» семь раз от Краснодара до Стокгольма, каждый раз придумывая решение, каждый раз изобретая что-то всё более и более новое. После семи постановок возникает желание ничего больше не изобретать и вернуться к старой доброй традиции. Ничего, кроме работы режиссёра с актёром. Никаких искусственных «пищевых добавок» и «улучшителей вкуса», только натуральный «био-продукт», и чтобы вкус у него был как в детстве».