Оперный жанр сейчас переживает настоящий режиссерский бум. Все чаще появляются нетрадиционные прочтения классики и новые имена постановщиков, использующих необычные современные технологии, порой совсем из других видов искусства. Главным лицом спектакля все больше становится режиссер. Как же ему в таких условиях не потерять контакт с композитором и певцами, донести до зрителей свой авторский замысел? В этом и есть основная задача конкурса «Наноопера», придуманного худруком «Геликона» Дмитрием Бертманом.
Дмитрий Бертман. Источник фото: http://nibelungopera.ru
Молодые режиссеры поставлены им в экстремальные условия: за ограниченное время всего 20 минут им надо создать с артистами оперную сцену сольную, дуэтную или массовую, причем - прямо на глазах публики и жюри. Конечно, до этого у них был и предвари тельный выбор музыкального материала из репертуара самого «Геликона», и трехдневный февральский тренинг на сцене Красноярского театра в качестве первого конкурсного тура по заранее представленным экспликациям, то есть разработкам. Но теперь им даются еще и дополнительные полчаса на общение с актерами естественно, геликоновцами, - призванными реализовать их сценические идеи.
Из 30 претендентов в финальную часть конкурса международное жюри во главе с самим Бертманом отобрало 10 человек. Это почти сплошь выпускники ГИТИСа, где и преподает худрук «Геликона», плюс еще двое немосквичей из Петербурга и Ташкента. Увы, других мест, где готовят оперных режиссеров, в России практически больше нет. Так что в данном случае извечный конкурсный вопрос а судьи за кого? отпадает сам собой. Ведь собственно арбитры а это интенданты и директора музыкальных театров Германии, Италии, Польши, Шотландии, Эстонии и Канады люди весьма авторитетные и неангажированные, так как представителей этих стран на конкурсе нет вообще. Значит, и ни о какой их предвзятости или заинтересованности тоже не может быть и речи. Кроме одного поиска и открытия новых режиссерских талантов, чьи имена будут объявлены в пятницу 29 марта на сцене обновленного «Гоголь-центра», бывшего драмтеатра имени того же писателя, что олицетворяет и устремленность этой концертной площадки к будущему нашего театрального искусства.
Анатолий Лысенков специально для радио «Орфей»