История Фрайбургского барочного оркестра насчитывает лишь немногим больше четверти века. Между тем, неоценимый вклад этого известнейшего коллектива в сокровищницу барочного исполнительства предстоит еще долго анализировать исследователям и музыковедам. Оркестр имеет внушительную дискографию, обширный репертуар, охватывающий несколько эпох и стилей.
С момента своего основания в 1987 году, коллектив дал более тысячи концертов, объездив весь земной шар. Нашу страну Фрайбургский барочный оркестр посетил лишь однажды - в 2002 году в рамках V фестиваля Earlymusic, ежегодно проходящего в Санкт-Петербурге.
С 1997 года оркестр обходился без дирижера (что вполне допустимо в практике аутентичного музицирования). Долгое время Фрайбургским барочным оркестром руководил Томас Хельгельброк, возглавляющий ныне симфонический оркестр Северогерманского радио. Памятны творческие альянсы музыкантов оркестра и с другими лидерами аутентизма Ивором Болтоном, Рене Якобсом, Филиппом Херревеге и Тревором Пинноком, каждый из которых внёс посильную лепту в формирование и культивирование традиций прославленного немецкого коллектива.
Вот уже несколько лет оркестром успешно руководит скрипач и концертмейстер Готфрид фон дер Гольц. Он формирует концепции программ и проводит колоссальную работу по изучению старинных манускриптов.
Экстравагантная программа «Западно-восточный Диван» (не путать с арабо-израильским оркестром Даниэля Баренбойма!) была предложена в конце февраля слушателям Фрайбурга, Берлина и Штутгарта.
Готфрид фон дер Гольц: «В цивилизованный век Просвещения были необходимы "дикие" персонажи. Во времена Моцарта люди были одухотворены музыкальными походами и артистическими экскурсиями на Восток, в Африку или Китай. Достаточно вспомнить о фигуре Осмина в моцартовском «Похищении из Сераля» или о «Турецкой» симфонии его ученика Франца Ксавера Зюсмайера. Инструментовка так называемой "турецкой" музыки чаще всего включала в себя флейту-пикколо, большой барабан, цимбалы и треугольник. В результате родилась музыка, полная сюрпризов, для которой мы смогли пригласить великолепных импровизаторов Мурата Коскуна и Михаэля Метцлера».
Фрайбургский барочный оркестр под управлением Готфрида фон дер Гольца выступил 27 февраля в Моцартовском зале Лидерхалле Штутгарта.
Эпиграфом к началу концерта послужат строки великого Амадея: «Я думаю, никто не сможет заснуть, даже если не спал всю ночь накануне», - так писал Моцарт своему отцу об экзотической музыке собственной оперы «Похищение из Сераля».
Фрайбургский барочный оркестр под чутким руководством Готфрида фон дер Гольца обратился к музыке волшебной увертюры после приветственного туша секции экзотических ударных инструментов в лице Мурата Коскуна и Михаэля Метцлера. Впрочем, чопорная немецкая публика, должно быть, привыкла к таким неожиданным сюрпризам и внимательно погружалась в увлекательную стихию нового музыкального путешествия, которое продолжилось галантными танцами из балетной сюиты И.К.Каннабиха «Празднества в Серале».
Затем Готфрид фон дер Гольц выступил в качестве солирующего скрипача и весьма рафинированно и неспешно исполнил Пятый концерт В.А.Моцарта. В аккомпанементе музыкантов Фрайбургского оркестра ощущались подвижность и легкость, стремление к гармонии.
Финал моцартовского концерта насквозь пронизан танцевальными ритмами и грациозностью. Слушая отшлифованные до блеска артикуляционные штрихи и невесомые пассажи Готфрида фон дер Гольца, не перестаешь восхищаться мастерством этого кудесника скрипки.
Второе отделение вечера открыла музыка французского композитора, современника В.А.Моцарта Николя-Мари Далейрака. Его увертюра к лирико-комической опере (1789 г.) «Два маленьких савойяра» порадовала беззаботным юмором и азартным весельем.
Следующий герой концертного вечера крупнейший австрийский композитор эпохи классицизма К.В.Глюк. Он, как известно, уделял серьёзное развитие искусству балета не просто как директор музыкальных театров Вены и дирижер, руководивший всеми репетициями и постановками; он преобразовал балет в самостоятельный музыкально-театральный жанр со своей драматургией и системой выразительных средств.
В Вене в начале 1760-х годов К.В.Глюк работал с выдающимся балетмейстером Гаспаро Анджолини, создавшим драматический балет-пантомиму. Одной из их совместных работ стал балет-пантомима «Китайский сирота», написанный Глюком в 1777 году по мотивам одноименной трагедии Ф. Вольтера.
Фрайбургский барочный оркестр под управлением Готфрида фон дер Гольца исполнил сюиту разнохарактерных концертных номеров из этого балета-пантомимы.
А завершила вечер «Турецкая» симфония Франца Ксавера Зюсмайера, австрийского композитора, ученика В.А.Моцарта и А.Сальери. При создании сочинения композитор не миновал влияния ориентальных мотивов Востока, что особенно четко прослеживается в изобретательной инструментовке.
Среди новых ярких проектов коллектива уже в апреле концертная программа «Гайдн на пути в Лондон», которая, как и нынешняя, будет представлена во Фрайбурге, Берлине и Штутгарте. Вместе с Фрайбургским барочным оркестром под руководством Готфрида фон дер Гольца выступит итальянский кларнетист Лоренцо Коппола.
К известным сочинениям Й.Гайдна, В.А.Моцарта добавятся нечасто исполняемые опусы гораздо менее известного в музыкальном мире второй половины XVIII века Иоганна Петера Саломона, немецкого скрипача и композитора. В 1790 году он встретился с Й. Гайдном в Вене и в значительной мере повлиял на судьбу великого композитора, предложив ему отправиться в Лондон и побудив Гайдна к сочинению оратории «Сотворение мира».
Источник фото: официальный сайт оркестра http://www.barockorchester.de/
Виктор Александров, Штутгарт (Германия), радио «Орфей»