Знаменитый латышский дирижер Андрис Нельсонс руководит Бирмингемским симфоническим оркестром, с которым он недавно продлил контракт до 2015 года.

Маэстро охотно и часто выступает с разными оркестрами Германии. Среди них - симфонический оркестр Кельнского радио (WDR Sinfonieorchester), сотрудничество с которым носит постоянный характер.

В конце февраля, предваряя выступления на «домашней» сцене Кельнской филармонии, оркестр WDR дал  выездной концерт в Аахене (земля Северный Рейн-Вестфалия). Музыканты играли в концертном зале Еврогресс. Этот культурно-деловой центр расположен в центральной части старинного немецкого городка. Зал обладает хорошей акустикой и очень комфортными местами для слушателей.

Выступления Андриса Нельсонса часто отличаются концептуальностью идей и масштабностью замыслов. Программа, представленная в Аахене, носила название «Вершины романтизма».

Концерт оркестра Кёльнского радио открыла увертюра к опере Р.Вагнера «Тангейзер» с ее упоительной вереницей мелодий и красочными эпизодами. Андрис Нельсонс буквально вживался в каждую ноту волшебной музыки немецкого гения. Обволакивающая игра оркестра очаровывала и пленяла слух с первых же тактов.

Концерт продолжили несколько песен Густава Малера с участием одного из лучших баритонов мира Кристиана Герхайера. Сегодня он считается непревзойденным исполнителем малеровской lied наряду с такими мастерами как Томас Хэмпсон и Маттиас Гёрне.

Кристиан Герхайер в сопровождении оркестра Кёльнского радио под управлением Андриса Нельсонса исполнил две песни из цикла «Волшебный рог мальчика»: «Кто придумал эту песенку?» и «Рейнская сказочка». В дополнение к этим миниатюрам прозвучали Пять песен на ст. Ф.Рюккерта с их романтическим закатом идеалов.

Проникновенный лучезарный тембр голоса Герхайера будто создан для малеровских песен. Благородство интонаций, бережное внимание к поэтическому тексту, проницательность мысли характеризуют артистическую натуру этого исполнителя.

Как-то в одном из интервью радио «Орфей» 2010 года, когда Кристиан Герхайер стал лауреатом престижной премии Midem Classical Awards, певец очень точно сформулировал идею отношения Малера к поэтическому тексту:

«Малер иногда действительно создает только атмосферу, а иногда и  некий специфический образ, изменяя авторское поэтическое слово, а порой объединяя разные стихотворения в одну вокальную миниатюру».

Финальным аккордом концертного вечера стала Девятая симфония до мажор Франца Шуберта, за которой еще закрепилось название «Большая». По собственным словам композитора, он стремился в этом сочинении к вершинам искусства. Законченная весной 1828 года в курортном предместье Австрии Гаштейн, симфония Шуберта стала квинтэссенцией его творчества. Пожалуй, как ни в одном из других сочинений австрийского классика, здесь наиболее удачно сплелись мотивы его прекрасных мелодий, эпический размах и талант композиторского письма.

Андрис Нельсонс настойчиво пытался донести до слушателя этот вихрь романтических эмоций, заложенных в гениальной музыке Франца Шуберта. Оркестр Кельнского радио звучал очень убедительно и прозрачно, безукоризненно следуя властным жестам латышского дирижера.

 

Виктор Александров (Аахен, Германия), специально для радио «Орфей»

Фото:  http://www.wdr.de/radio/orchester/sinfonieorchester/index.html

Вернуться к списку новостей