Впервые в России выступит труппа американского балета «Aspen Santa Fe Ballet», знаменитая своими экспериментами по смешению стилей и вариациями на тему модерна и классики. Премьера пройдет 5 и 6 марта на сцене Российского академического молодежного театра. Об особенностях американского балета, новых именах и финансовой поддержке «Орфею» рассказали руководитель труппы Жан-Филипп Малати и артистический директор Том Мосбрукер.
- В названии балета «Aspen Santa Fe Ballet» фигурирует название штата Аспен. Расскажите, как решается вопрос финансирования? Есть ли у Вас государственная поддержка?
- Как вы знаете, в Америке большая часть финансирования частная. Государство выделяет мало средств на поддержку культурных проектов. В двух наших городах живет очень мало людей. В Аспене проживают 6 тысяч человек, в Санта-Фэ - 66 тысяч человек. Тем не менее, американцы, которые приезжают в наш город, очень любят культуру, хотят видеть наши представления, поэтому они нас поддерживают. Но это небольшие суммы. У нас нет крупных банков или корпораций, которые готовы сразу выписать огромные чеки.
С другой стороны, экономический кризис в США сыграл на руку. Люди продолжали выделять небольшие суммы на нашу поддержку, в то время как крупные компании просто перестали выделять средства на культурные проекты. Мы хотим смотреть вперед, поддерживая молодых хореографов. Создавать с ними что-то новое. Но мы по-прежнему, зависим от филантропов и классических традиций поддержки балета «финансовыми донорами», как это было во времена «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
Сцена из балета «Stamping ground», хореография Иржи Килиана
- Вы сказали о продвижении молодых хореографов, кто относится к их числу?
- Несмотря на то, что наша компания отражает американскую эстетику и построена на американских идеях, хореографы, которых мы привозим чех, испанец и фин. И если в Москве мы выступаем как американская компания, то в США мы знамениты именно тем, что работаем с европейскими хореографами.
Один из балетов, который мы привезли в Москву работа «Last» молодого хореографа Алехандро Черрудо. Мы очень надеемся, что сможем продолжить с ним сотрудничество.
Еще один хореограф, с которым мы только начинаем работать это Ноберт де ла Круз. Ему всего 24 года, он - выпускник знаменитой школы музыки, танца и театрального искусства Джуллиард в Нью-Йорке. Недавно он получил премию принцессы Грейс, которая присуждается талантливым молодым артистам театра и кино, а также танцорам. На наш взгляд, у него есть очень интересные работы.
- Говорят, это Ваш балет открыл миру имя хореографа Йорма Эло?
- Йорма Эло за последние несколько лет вошел в число самых востребованных хореографов наших дней. На раннем этапе у нас не так много было денег на развитие, мы не могли позволить себе работать с большими именами. Когда мы только начинали работать, мы сами искали хореографов, которые могли бы с нами сотрудничать. Сейчас ситуация изменилась и спустя 17 лет они сами ищут нас. Но нам действительно повезло, что мы десять лет начали работать с Йорма Эло, когда он еще не был столь известным хореографом, и его не связывали контракты с Большим Театром, с Музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко. В Москве мы покажем четвертое произведение «Over glow», которое Йорма Эло сделал для нас. Это балет на музыку Феликса Мендельсона и Людвига ван Бетховена. Вообще мы представим три балетных спектакля, и вы увидите, что они все очень разные. Мы покажем стиль каждого хореографа автора, создавшего этот балет. Одной из лучших характеристик стало сравнение нашей компании с хамелеоном. Это очень точно описывает наши возможности и способности полностью подстроиться под задачи хореографа.
Сцена из балета «Хамелеон», хореография Itzik Galili
- Работая с разными хореографами, коллектив пытается выработать собственный творческий почерк?
- Работая с новыми хореографами, мы стараемся исследовать движения, до этого не ведомые нам, это очень развивает. Основной чертой нашего коллектива является атлетизм. Это связано с расположением штата Аспен на высокой точке над уровнем моря, это вообще-то известный горнолыжный курорт. Наш стиль это стиль свободного поля или чистого листа, на котором хореографы могут выстраивать концепцию своего сочинения. Мы, таким образом, отдаемся хореографу. Видим, что он хочет продемонстрировать, и стараемся воплотить его идею.
- Вы говорите, что предпочитаете длительное сотрудничество с хореографами. Развитие творческого пути хореографов влияет на коллектив?
- Мы являемся репертуарной компанией, и это наше принципиальное отличие от большинства американских трупп, в которых есть один постоянный хореограф, который делает все постановки. Мы приглашаем разных хореографов для сотрудничества с труппой. То, что они делали - всегда влияло на творческое развитие компании. С одной стороны, такой подход предоставляет танцорам возможность творческого развития, понимания различных танцевальных языков, ведь они работают с разными мастерами. С другой мы стараемся поддерживать длительные взаимоотношения с хореографами, к примеру, с Йормой Эло.
Мы выстраиваем отношения для создания будущей преемственности и развития тех умений, которые танцоры нарабатывают с хореографом. Мы хотим работать с современными хореографами, которые иначе смотрят на классику. Хотим понять развитие традиционного балета, каково нынешнее его состояние и путь дальнейшего развития. Мы попробовали построить деятельность нашей компании таким способом, чтобы эти задачи получалось реализовывать. Мы не хотим просто хранить традиции танца, потому что есть другие компании, которые делают это намного лучше нас. У нас есть цель - работать с молодыми хореографами и открывать что-то новое.
Материал подготовила специальный корреспондент радио «Орфей»
Екатерина Андреас