4 марта состоится концерт ансамбля Двенадцати виолончелистов Берлинской филармонии. Несмотря на то, что выступление включено в абонемент «Камерные вечера», состоится оно в Большом зале консерватории, чтобы вместить всех желающих.
Это второй визит знаменитых «Двенадцати виолончелистов» в российскую столицу: впервые ансамбль выступил в Большом зале консерватории в феврале 2008 года на фестивале памяти Мстислава Ростроповича. Тогда в его исполнении звучала пряная южноамериканская музыка и саундтреки классики мирового кинематографа. На сей раз уникальный коллектив представляет новую для России программу европейской и американской классики академической и джазовой в оригинальных обработках. Как всегда высочайший вкус и превосходное качество. Как бы странно не выглядела идея монотембрового ансамбля, играющего обработки популярной музыки, она реализуема. При одном условии это должно быть эталонное мастерство.
Сами «12 виолончелистов» ведут свою предысторию от легендарного Пабло Казальса, мечтавшего о виолончельном ансамбле. Впрочем, и великий испанец грезил о том, что имело место лет 300-400 назад: небольшие ансамбли, состоявшие из виол да гамба. Конечно, да гамба имеет несколько более мягкий звук, и то, что было уместно при дворе, современники Казальса считали неподходящим для концертного зала. Но в 1920 году известный виолончелист-виртуоз, композитор и педагог Юлиус Кленгель дарит на 65-летие своему другу Артуру Никишу (в течение семнадцати лет главному дирижеру Берлинского филармонического оркестра) небольшую пьесу «Гимн» для 12 виолончелей.
В 1972 мечтам суждено было сбыться виолончелисты оркестра начали выступать в Берлине с камерными концертами, включавшими аранжировки популярных произведений - собственные или заказанные разным композиторам.
Сами музыканты видят сакральный момент в «совершенном» числе участников ансамбля: 12 месяцев, 12 полутонов в октаве, 12 часов дня и 12 часов ночи, 12 племен народов Израиля, 12 учеников Христа, 12 врат Небесного Иерусалима на официальном сайте коллектива опубликовано целое нумерологическое исследование. Меж тем, виолончелистов, все-таки, тринадцать. Двенадцать на сцене.
За три десятка лет, в ансамбле сменилось уже несколько поколений музыкантов, современные авторы начали писать специально для коллектива, а количество поклонников увеличивается с каждым концертом. Конечно, все это easy listening. Но как метко замечает музыкальный критик Михаил Фихтенгольц, «отличие бравой дюжины виолончелистов от других музыкантов, трудящихся на этой сомнительной ниве, состоит в том, что их основное время занимает работа в одном из лучших симфонических оркестров мира. Соответственно, кому как не им можно поразвлечься на досуге».