С 27 февраля по 3 марта Московский музыкальный театр «Геликон-опера» представляет необычную премьеру - «WWW.NIBELUNGOPERA.RU». К 200-летию Вагнера сейчас готовят свои постановки многие театры мира. Но пожалуй одна из самых необычных в нашем "Геликон-опере".
В спектакле использованы самые популярные арии и дуэты из всех 13 опер композитора, объединенные общей лирической темой. На ее основе худрук труппы Дмитрий Бертман создал новое, 14-е вагнеровское произведение некую love-story, чем-то напоминающую фильм по пьесе Радзинского «Еще раз про любовь», где все герои авиапассажиры, пилоты и бортпроводницы, терзаемые любовными страстями. И как ни станно,все эти вокальные фрагменты вкупе с известными оркестровыми эпизодами, оторванные от своих мифологических первоистоков и связанных с ними неимоверно скучных длиннот, очень естественно и органично легли на такую земную и человечную сюжетную канву. Впрочем, это, оказывается, не только плод личной фантазии режиссера, но и весьма актуальный европейский тренд, который нередко используется даже на фестивалях музыки Вагнера в Байрейте.
«WWW.NIBELUNGOPERA.RU». Источник фото: «WWW.NIBELUNGOPERA.RU»
Действие «Нибелунг-оперы» происходит в одной-единственной декорации салоне летящего авиалайнера, данном в продольном разрезе. Тут и откидные кресла с подлокотниками, и иллюминаторы, и ремни безопасности. Эти атрибуты изобретательно обыгрываются Бертманом в любовных сценах вагнеровских персонажей Летучего голландца, Лоэнгрина, Зигфрида, Брунгильды. Ведь все они так или иначе тоже связаны с небом и его обитателями богами, и поэтому их «полеты во сне и наяву» - еще один отечественный фильм! кажутся вполне современными и оправданными логически, без каких-либо сюжетных натяжек. Сам же фюзеляж самолета, находящийся на сцене подлинный, снятый со списанного Ту-154 и привезенный в Москву с сургутского аэродрома.
Солисты и оркестр «Геликона» под управлением Владимира Понькина уверенно доказывают, что есть еще «вагнеровские голоса» в русских селеньях их только надо не бояться, тогда они станут нашей публике еще понятнее, ближе и роднее. Как, скажем, недавний фильм Ренаты Литвиновой «Небо. Девушка. Самолет» - почти на ту же авиатему.
Анатолий Лысенков специально для радио «Орфей»