В Концертном зале Берлинской филармонии в эти дни выступает легендарный коллектив Берлинский филармонический оркестр под управлением главного дирижера сэра Саймона Рэттла.
Известно, что маэстро очень любит исполнять современную музыку, а потому почти каждая программа включает произведения композиторов XX начала XXI столетий. На этот раз концертный вечер открыли «Метаболы» - оркестровое сочинение маститого француза Анри Дютийё, патриарха французской композиторской школы.
Он предпочитает в своем творчестве неоромантический стиль, а «Метаболы» - цепочка метаморфоз, превращений одной идеи в другую. Зыбкая оркестровая фактура сочинения поражает красочностью, обилием тембральных эффектов.
Саймону Рэттлу удалось ярко подчеркнуть все детали произведения. Звучание Берлинского филармонического оркестра было осязаемо и проникновенно.
Резким контрастом выглядело следующее сочинение Концерт для виолончели с оркестром Витольда Лютославского. Саймон Рэттл в этом сезоне посвятил целый ряд программ 100-летнему юбилею великого польского композитора, патриарха музыки ХХ века, исполнив многие его сочинения, ставшие уже классикой. В берлинском концерте в знаменитом опусе Лютославского солировал венгерский виолончелист Миклош Переньи, самобытный и яркий музыкант.
Миклош Переньи: «Я играл это сочинение под управлением самого автора в Венгрии. Это было довольно давно, в 1978 году, на одном из фестивалей. Это было незабываемое событие. Я получил огромное удовольствие от исполнения концерта. Лютославский был очень спокоен и мудр, скромен и в то же время требователен великолепное сочетание качеств...».
Кстати, 25 января, в день 100-летия со дня рождения Витольда Лютославского, Миклош Переньи играл его Виолончельный концерт в польском городе Катовице в сопровождении оркестра Польского радио под управлением немецкого дирижера Александра Либрайха. Напомню, что свою партитуру Витольд Лютославский посвятил Мстиславу Ростроповичу. Он же и был первым исполнителем Виолончельного концерта.
Миклошу Переньи довелось хорошо знать русского музыканта:
«Я лично встречался с Ростроповичем несколько раз, был с ним знаком Мы общались в 1985 году на круизном лайнере, и также на виолончельном фестивале в Кромберге. Я помню его гастроли в Будапеште в годы моей юности, в 1967 году. После потрясающего исполнения Ростроповичем Концерта-симфонии для виолончели с оркестром Прокофьева я просто влюбился в это сочинение. К сожалению, мне не довелось учиться у Ростроповича, но он оказал на меня огромное влияние».
Сочинение Витольда Лютославского пронизано конфликтной драматургией, солист здесь вступает в единоборство с оркестровой массой. Игру Миклоша Переньи отличала мужественность, ясность мысли, четкая архитектоника и пропорциональность.
В заключение концерта оркестр Берлинской филармонии во главе с Саймоном Рэттлом исполнил Вторую симфонию Роберта Шумана блестящий образец оркестрового наследия немецкого романтика.
В мае прошлого года в Берлинской филармонии мне повезло услышать это же произведение в прочтении Клаудио Аббадо, чья интерпретация отличалась импульсивностью и страстным порывом. У Саймона Рэттла же, напротив - все гармонично и прозрачно. Музыка симфонии течет неторопливо и величаво, светлые настроения постепенно сменяются лирической грустью, а затем оптимизмом финального аллегро.
Впереди у берлинских филармоников гастроли в Эссене и Париже. Не исключено, что во французской столице на концерте может присутствовать и 97-летний Анри Дютийё, музыка которого также украсит программы турне коллектива.
Виктор Александров, Берлин (Германия), специально для р/ст «Орфей»