В эти дни Ригу посетил оркестр Национальной Академии Санта-Чечилия под управлением своего главного дирижёра сэра Антонио Паппано.
Гастроли на сцене Латвийской национальной оперы стали финальным аккордом продолжительного скандинавского турне римских артистов.
В Ригу оркестр пожаловал из Стокгольма. Проведение концерта в Прибалтике стало возможным, благодаря инициативе руководства концертно-артистического агентства фонда Германа Брауна, ведущего свою историю с 1998 года. Пианист и концертмейстер Герман Браун, имя которого носит фонд, прославил исполнительское искусство Латвии, как в самой стране, так и за ее пределами.
Вдохновителем большинства концертных проектов является директор Фонда Инна Давыдова. По ее приглашению Ригу посещают звезды классической музыки: Геннадий Рождественский, Гидон Кремер, Владимир Ашкенази, Миша Майский, Марта Аргерих, Евгений Кисин, Кристоф Эшенбах, Пааво Ярви, Джованни Антонини.
Фонду имени Германа Брауна уже пятнадцать лет. За это время в Латвии успели побывать с концертами: Оркестр Века Просвещения, Шотландский оркестр BBC, Немецкая камерная филармония Бремена, итальянский ансамбль «Иль Джардино Армонико», оркестр Чешской филармонии, Молодёжный оркестр Европейского союза; знаменитые камерные ансамбли Токийский струнный квартет, Джульярдский квартет и квартет Гварнери.
Инна Давыдова так формулирует цели и задачи Фонда и своей деятельности:
«Это не просто организация концертов, это поиски новых концертных имен, необычные программы, соединение различных видов искусств: музыки, живописи и литературы, это участие в международных проектах, помощь молодым музыкантам, запись компакт-дисков, выпуск книг, связанных с музыкой вот это именно тот перечень необходимых условий, чем мы сейчас в Фонде и занимаемся.
Наша задача заключена не просто в труде, а в определенной нацеленности на него, стремительного попадания на нужную волну, умение мотивировать и моделировать действия с нашей публикой, которой я очень горжусь »
Одной из кульминационных платформ Фонда Германа Брауна является Winterfest ежегодный зимний музыкальный форум. Он продолжается несколько месяцев: с ноября и до середины февраля. Это циклы концертов, связанные с рождественскими и новогодними праздниками, а также очередной датой со дня основания Фонда.
В 2013 году фестиваль проходит уже в 15-й раз. По сему случаю в Риге выдающийся дирижер современности сэр Антонио Паппано и возглавляемый им оркестр Национальной Академии Санта-Чечилия, в репертуаре которого преобладает симфоническая музыка. Оркестру уже более ста лет, сначала он носил имя Августео и располагался в одноименном театре, затем с 1958 года базировался в Аудитории Папы Пия XII. А с 2003-го и по сей день оркестр Санта-Чечилия дает концерты в знаменитом концертном зале Рима Auditorium Parco della Musica. Антонио Паппано руководит оркестром с 2005 года.
В нашей стране оркестр Академии Санта-Чечилия бывал несколько раз. Вспомним хотя бы участие римских артистов в прошлогоднем весеннем фестивале Мстислава Ростроповича в Москве. Радио «Орфей» транслировало оба концерта под управлением маэстро Антонио Паппано.
В Ригу оркестр привез роскошную программу, составленную из сочинений П.И.Чайковского, а также Д.Верди и С.В.Рахманинова, чьи юбилейные даты будут широко отмечаться в этом году во всем мире.
Музыкальный вечер открыла увертюра к опере Д.Верди «Луиза Миллер», вслед за которой на сцену оперного театра Риги вышел американский скрипач-виртуоз Джошуа Белл. Он очень тонко и романтично солировал в Скрипичном концерте П.И.Чайковского. Жемчужиной цикла стала гениальная 2-я часть Канцонетта, в которой парящее вибрато скрипки Белла было сродни человеческому голосу.
Впечатляющим завершением концерта стала Вторая симфония С.В.Рахманинова. Произведение от первой до последней ноты пронизано русским мелосом и знаменным распевом, из которого прорастает основной материал грандиозной симфонической фрески.
Между тем, как это ни парадоксально, Антонио Паппано обнаруживает в этой музыке связи с Р.Вагнером. Очевидно, на сей счёт у маэстро есть свои обоснованные соображения.
Антонио Паппано: «Музыка Рахманинова мгновенно узнаваема с первых нот, благодаря своей неповторимой окраске, звучанию, гармониям. Вторая симфония, как известно, была написана за границей, в Дрездене. Во время той поездки Рахманинов часто посещал оперные театры (он, кстати, часто дирижировал операми, как и я!). Очевидно, что он видел и слышал оперы Вагнера: «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские Мейстерзингеры». Следы этих впечатлений можно проследить и в симфонии. Это вовсе не копирование стиля, а эмоциональная атмосфера то, что по-немецки называется Sehnsucht стремление, страстное желание. Я ощущаю эту связь с Вагнером очень сильно и отчетливо. Симфония обладает изумительной архитектоникой и структурой.
Особенно великолепна ее третья часть, однако весь музыкальный материал сочинения буквально вырастает из начальных мотивов первой части, исполняемых виолончелями и контрабасами. Это сделано очень просто и гениально, подобно вагнеровскому «Кольцу», которое, несмотря на все контрасты, очень едино, если сыграть его целиком, без купюр, которым оно подвергалось в прошлом. Рахманиновская симфония построена сходным образом.
Важно, что русская музыка, при всей своей самобытности, обладает универсальной эмоциональностью, понятной слушателям в любой стране. Именно благодаря этим качествам, она так глубоко проникает в наши души».
Во вдохновенной интерпретации Антонио Паппано и оркестра Санта-Чечилия Вторая симфония С.В.Рахманинова словно обрела второе дыхание. Это было пиршество гармонии и красоты: ажурные сплетения текучих музыкальных фраз, безупречное чувство формы, ясность кантилены и глубокая музыкальность отличали трактовку Антонио Паппано, который открывал слушателям в каждой из частей рахманиновского шедевра незримые красоты музыкального мироздания.
Виктор Александров, Рига (Латвия), специально для радио «Орфей»