Государственный Академический Большой театр России приветствует на своих сценах оперную труппу Латвийской Национальной оперы. С 7 по 10 февраля рижане показывают в Москве свои последние крупные оперные премьеры: «Евгений Онегин» П.И.Чайковского и шедевр бельканто «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти.
Творческие контакты Большого и Латвийской оперы постепенно крепнут благодаря новым совместным акциям. Это уже третий визит прибалтийских артистов в российскую столицу.
Накануне гастрольных спектаклей в Атриуме Большого театра состоялась специальная пресс-конференция с участниками постановок.
Директор и режиссер Латвийской национальной оперы Андрейс Жагарс оценивает свежим взглядом концепции постановок классических опер, а также делится теплыми словами о сотрудничестве с Большим театром.
Андрейс Жагарс: «С Большим театром России у нас очень хорошие творческие отношения. Мы регулярно меняемся опытом, менеджментом, встречаемся на международных конференциях. Очередные гастроли это особенный случай для нас, не только как факт культурных связей между двумя странами. Для труппы Латвийской оперы очень почетно в очередной раз выступить на сцене одного из великих оперных театров мира с серьёзной историей».
Латвийскую национальную оперу за годы своей работы Жагарс превратил в мировой бренд. Сейчас театр уже может похвастаться звездными оперными голосами, имена которых украшают афиши лучших сцен мира: Элина Гаранча, Марина Ребекка, Кристине Ополайс, Александр Антоненко.
7 и 9 февраля на исторической сцене ГАБТа еще одно ультрасовременное после Дмитрия Чернякова прочтение лирических сцен П.И.Чайковского.
Главный элемент сценографии «Онегина» Жагарса - огромная кровать, которая трансформируется то в необъятный стол, то в подиум ринга, где происходит дуэль Онегина и Ленского. В конце спектакля она раскалывается по замыслу режиссера на девять маленьких кроватей, сравнимых с стремительно плывущими льдинами одинокой холодной Невы. Эта символика смыслов помогла актерам преодолеть трудности.
Андрейс Жагарс: «Мы искали в постановке «Онегина» один из символов, который бы связывал спектакль, чтобы не было пустой декоративности. Мне не нравится традиционная сценография, которая в себе несет просто искусно сделанную среду, в которой происходит действие »
Герои у Жагарса это люди XXI века. Татьяне предпочтительнее общаться в блогах, в сцене письма она погружена в ноутбук, невзирая на призывы няни. Онегин же ведет разгульный образ жизни, любит светские рауты и тусовки. И все же фатум давлеет над героями, неумолимое серое пространство безысходности все время держит зрителя в напряжении (огромная заслуга художника по свету Глеба Фильштинского).
В спектакле заняты солисты Латвийской национальной оперы: Павел Чернох (Ленский), Малгожата Панько (Ольга), Кристине Задовска (Ларина), Гарри Агаджанян (Гремин).
Исполнительница партии Татьяны - Кристина Ополайс сегодня блистает на лучших оперных сценах Вены, Нью-Йорка, Цюриха, Берлина и Милана. Основа нынешнего репертуара певицы итальянская опера. Недавно дебютировала в Метрополитен-опера в «Ласточке» Пуччини. А любимая русская роль Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского.
Кристине участвовала в целом ряде постановок этой оперы, одной из последних была версия спектакля в Валенсии. «Возраст определенным образом сказывается на восприятии образа», полагает Кристина Ополайс.
Кристина Ополайс: «Когда я первый раз пела эту роль, мне было 25 лет, сейчас мне 33. Конечно, чувствуется большая разница в восприятии мира, музыки, образа. Даже работа на сцене существенно поменялась, все стало определенно другим, поэтому я обогатилась музыкально: узнала намного больше о музыке, об этом произведении Чайковского. Я очень люблю русскую культуру и музыку, в общем, все, что связано с Россией и русскими людьми. Для меня образ Татьяны сравним с задумчивой и странной девушкой, которая живет в своем замкнутом мире »
В роли Евгения Онегина латышский баритон Янис Апейнис, которого уже успели полюбить петербуржцы в постановке Жолдака в Михайловском театре. В заключительной сцене оперы главные герои мечутся и рвутся друг к другу, затем Татьяна стремительно вырывается из объятий Евгения и рыдающий Онегин остается лежащим на широкой белой кровати
К сожалению, изрядно подкачал оркестр под управлением Модестаса Питренаса. Частые нестыковки музыкантов с солистами и хором, заметные промахи духовой группы в сольных эпизодах оставляли желать лучшего. Надеюсь, дальше ситуацию исправит коллега Модестаса Питренаса Александр Вилюманис, который продирижирует спектаклем «Лючия ди Ламмермур». Оперу Гаэтано Доницетти покажут на новой сцене Большого театра 8 и 10 февраля. В заглавной роли Сонора Вайце.
Добавлю, что ответные гастроли труппы Большого в Ригу намечены на 2014 год, когда красивейший балтийский город станет культурной столицей Европы.
Виктор Александров из ГАБТа России, специально для р/ст «Орфей»