Государственный Академический Большой театр России приветствует на своих сценах оперную труппу Латвийской Национальной оперы. С 7 по 10 февраля рижане показывают в Москве свои последние крупные оперные премьеры: «Евгений Онегин» П.И.Чайковского и шедевр бельканто «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти.


Творческие контакты Большого и Латвийской оперы постепенно крепнут благодаря новым совместным акциям. Это уже третий визит прибалтийских артистов в российскую столицу.

Накануне гастрольных спектаклей в Атриуме Большого театра состоялась специальная пресс-конференция с участниками постановок.

Директор и режиссер Латвийской национальной оперы Андрейс Жагарс оценивает свежим взглядом концепции постановок классических опер, а также делится теплыми словами о сотрудничестве с Большим театром.

Андрейс Жагарс: «С Большим театром России у нас очень хорошие творческие отношения. Мы регулярно меняемся опытом, менеджментом, встречаемся на международных конференциях. Очередные гастроли – это особенный случай для нас, не только как факт культурных связей между двумя странами. Для труппы Латвийской оперы очень почетно в очередной раз выступить на сцене одного из великих оперных театров мира с серьёзной историей».

Латвийскую национальную оперу за годы своей работы Жагарс превратил в мировой бренд. Сейчас театр уже может похвастаться звездными оперными голосами, имена которых украшают афиши лучших сцен мира: Элина Гаранча, Марина Ребекка, Кристине Ополайс, Александр Антоненко.

7 и 9 февраля на исторической сцене ГАБТа еще одно ультрасовременное после Дмитрия Чернякова прочтение лирических сцен П.И.Чайковского.

Главный элемент сценографии «Онегина» Жагарса - огромная кровать, которая трансформируется то в необъятный стол, то в подиум ринга, где происходит дуэль Онегина и Ленского. В конце спектакля она раскалывается по замыслу режиссера на девять маленьких кроватей, сравнимых с стремительно плывущими льдинами одинокой холодной Невы. Эта символика смыслов помогла актерам преодолеть трудности.

Андрейс Жагарс: «Мы искали в постановке «Онегина» один из символов, который бы связывал спектакль, чтобы не было пустой декоративности. Мне не нравится традиционная  сценография, которая в себе несет просто искусно сделанную среду, в которой происходит действие…»

Герои у Жагарса – это люди XXI века. Татьяне предпочтительнее общаться в блогах, в сцене письма она погружена в ноутбук, невзирая на призывы няни. Онегин же ведет разгульный образ жизни, любит светские рауты и тусовки. И все же фатум давлеет над героями, неумолимое серое пространство безысходности все время держит зрителя в напряжении (огромная заслуга художника по свету – Глеба Фильштинского).

В спектакле заняты солисты Латвийской национальной оперы:  Павел Чернох (Ленский), Малгожата Панько (Ольга), Кристине Задовска (Ларина), Гарри Агаджанян (Гремин).  

Исполнительница партии Татьяны - Кристина Ополайс сегодня блистает на лучших оперных сценах Вены, Нью-Йорка, Цюриха, Берлина и Милана. Основа нынешнего репертуара певицы – итальянская опера. Недавно дебютировала в Метрополитен-опера  в «Ласточке» Пуччини. А любимая русская роль – Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского.

Кристине участвовала в целом ряде постановок этой оперы, одной из последних была версия спектакля в Валенсии. «Возраст  определенным образом сказывается на восприятии образа», – полагает Кристина Ополайс.

Кристина Ополайс: «Когда я первый раз пела эту роль, мне было 25 лет, сейчас мне 33. Конечно, чувствуется большая разница в восприятии мира, музыки, образа. Даже работа на сцене существенно поменялась, все стало определенно другим, поэтому я обогатилась музыкально: узнала намного больше о музыке, об этом произведении Чайковского. Я очень люблю русскую культуру и музыку, в общем, все, что связано с Россией и русскими людьми. Для меня образ Татьяны  сравним с задумчивой и странной девушкой, которая живет в своем замкнутом мире…» 

В роли Евгения Онегина – латышский баритон Янис Апейнис, которого уже успели полюбить петербуржцы в постановке Жолдака в Михайловском театре. В заключительной сцене оперы главные герои мечутся и рвутся друг к другу, затем Татьяна стремительно вырывается из объятий Евгения и рыдающий Онегин остается лежащим на широкой белой кровати…

К сожалению, изрядно подкачал оркестр под управлением Модестаса Питренаса. Частые нестыковки музыкантов с солистами и хором, заметные промахи духовой группы в сольных эпизодах оставляли желать лучшего. Надеюсь, дальше ситуацию исправит коллега Модестаса Питренаса Александр Вилюманис, который продирижирует спектаклем «Лючия ди Ламмермур». Оперу Гаэтано Доницетти покажут на новой сцене Большого театра 8 и 10 февраля. В заглавной роли – Сонора Вайце.

Добавлю, что ответные гастроли труппы Большого в Ригу намечены на 2014 год, когда красивейший балтийский город станет культурной столицей Европы.

Виктор Александров из ГАБТа России, специально для р/ст «Орфей» 

Вернуться к списку новостей