На днях в Москве при участии заграничных кураторов были представлены первые проекты VIII Международной биеннале «Мода и стиль в фотографии». Виртуальный репортаж с открытия представляет обозреватель сайта / Мария Юрченко, которая выяснила, что любители классического искусства найдут здесь свой интерес. В числе прочего – абсолютно непарадные портреты композиторов Рихарда Штрауса и Пауля Хиндемита в исполнении крупнейшего немецкого фотохудожника начала века Августа Зандера…


В этом году выставки фестиваля, традиционно проводимого Мультимеда Арт Музеем в преддверии весны, объединились под единым тематическим фокусом – «Красота: мифы и источники вдохновения» (Beauty: myths and inspiration), суть которого сводится к поискам первообразов тех эталонов красоты, которые нам навязывает та или иная эпоха.

«Искусство, – считает директор МАММ Ольга Свиблова, – играет в этом процессе ключевую роль». Случайно найденные однажды художником паттерны неожиданно становятся идолами индустрии, формируя эстетические идеалы миллионов людей. Так появляется стиль. Стиль, возведенный в культ, превращается в моду.

Не будет преувеличением сказать, что фотография, как ведущая форма искусства в ХХ веке, наилучшим образом отразила всю его трагичность, событийную насыщенность и стилистическую пестроту.

Несмотря на широту заданной темы, нынешняя биеннале «Мода и стиль в фотографии» задает и узкий лейтмотив, концентрирующийся на панорамном исследовании модернизма, расцвет которого пришелся как раз на первую половину века. Устроителей фестиваля интересуют как предвестники стиля, так и его отголоски, трансформация и влияние в художественном пространстве последующего времени.

Титульным проектом фестиваля заявлена выставка под названием «Это Париж!», которая знакомит публику с многоликим французским модернизмом в период между двумя мировыми войнами (1920-1950). Экспозиция представляет 237 работ из собрания галериста и критика Кристиана Букре, которое в 2011 году было приобретено Национальным центром искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже.


20 февраля в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке выставку торжественно презентовал куратор Отдела искусств Центра Помпиду Клеман Шеру, который отметил, что главной чертой французского модернизма, в отсутствие какого бы то ни было харизматичного лидера, стала пульсирующая эклектичность. Действительно, Париж первой половины XX столетия, собрав основных представителей мировой творческой интеллигенции – американцев, немцев, венгров и многих других – превратился в мультикультурный центр непрерывного творческого динамизма.

Экспозиция представляет широкий спектр художественных экспериментов в области фотографии того времени – от сюрреалистических экзерсисов с искажением, размытым фокусом, химической обработкой и наслаиванием до репортерских снимков и рекламных этюдов. Из полумрака выставочного зала в стерильно белых рамках на зрителя высвечивают отдельные части тела, «взятые» в резком ракурсе, психоделические фотомонтажи, разгадывать которые можно бесконечно, эскизы рекламных постеров и киноафиш, сделанные на стыке фотографии и иллюстрации. Здесь же – «обеденные» натюрморты с ящерицами («Натюрморт» Роджера Парри, 1930), агрессивная обнаженная натура (рекламная фотосессия белья Diana Slip Роджера Шалля, 1933) и любопытные зарисовки из обывательской среды, «поданные» с должной оригинальностью: «Пловчиха» (Nageuse, Pierre Boucher, 1945); «Наказание» (Punition, Éli Lotar, 1929); «Кактус» (Cactus, Ergy Landau, 1927); «Скамья» (Le Banc, Pierre Jamet, 1936); «Ливорно» (Livourne, Toscane en Italie», Henri Cartier-Bresson, 1933) и др.

Словом, тут есть на что посмотреть, но, по большому счету, не за что зацепиться. Французские фотографы-модернисты хоть и намечают некие концептуальные мотивы, но не развивают их до конца, успешно адаптируя под рекламу и прочий коммерческий креатив. Те же, кому интересно узнать, что можно увидеть в кармане самца морского конька, помимо самого кармана (Poche de l`hippocampe male, Jean Painlevé, 1930), должны непременно сюда заглянуть…

За более достоверной – классической и драматичной – фотографией следует идти в зал с выставкой работ выдающегося немецкого фотографа Августа Зандера, прежде всего, чтобы вглядеться в лица германского общества на заре становления национал-социализма. Задумывая свой масштабный документальный проект «Люди двадцатого столетия», Зандер намеревался запечатлеть социальный лик эпохи. «Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет, – говорил художник. – Моя задача показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».


Его портреты – фронтальные, как правило, довольно строгие снимки с тщательно продуманной композицией – напрочь лишены какой-либо зрелищности и эффектности. Зато, кого тут только не увидишь: астеничная секретарша с Западного немецкого радио в Кельне, эксцентричный архитектор в очках “а-ля Корбюзье”, строгий нотариус с собачкой, колоритный кондитер за работой, католический священник, адвокат, скульптор, киноактриса… А еще – унылые революционеры и щеголеватые фермеры, университетские профессоры и сельские учителя, богемистые студенты и молодые национал-социалисты, бродячие музыканты и уличные торговцы, представители малого бизнеса и артистической элиты…

Каждый человек на портрете – своим взглядом, позой, манерой одеваться – воплощает социальную среду, к которой он принадлежит. Особый интерес в этом отношении представляют работы под названием «Познавая человека», на которых крупным планом выведены руки. Здесь рафинированная, почти женская кисть, оперного тенора соседствует рядом с истерзанными каждодневным трудом руками фермера и слесаря.

Среди персонажей музыкального мира, можно увидеть непарадные портреты композиторов Рихарда Штрауса (1925) и Пауля Хиндемита (1925), а в противовес им – рисующегося перед камерой кельнского тенора Леонардо Арамеско (1928) и осанистого фаготиста Бернхарда Хюнерфюрста (1927). Контраст изысканным струнникам квартета из Брюля (1925) составляют снимки сельского оркестра (1913) и музицирующих в полях цыган (1931).

Уникальная палитра обывательской чувственности запечатлена в кадрах семейных и детских портретов: матери, жены, отцы семейств, супружеские пары, любовники… Все это не просто лица, а пронзительная страсть, привязанность, прожитая вместе жизнь… На фотоснимке «Вдовец» печальный мужчина средних лет обнимает двух долговязых сыновей: через зияющую одинокость в глазах прорывается глубинная неразделимость и преданность.

Наконец, дети… Отчего-то бюргергские дети у Зандера вялые, хмурые, не по возрасту суровые и подавленные. Они еще не знают, но как будто предчувствуют, что взрослеть им придется в фашистской Германии…

До 24 февраля в Мультимедиа Арт Музее можно застать ретроспективу классика отечественной конструктивистской фотографии, ученика и младшего коллеги легендарного Родченко[1] – Михаила Прехнера (1911-1941). Современник Августа Зандера, он с не менее острым чутьем эпохи снимал советскую действительность 30-х годов. Но какая разительная полярность! Советские младенцы Прехнера (из серии «Ясли коммуны “Интернационал”», 1934) не менее суровы, но сколько в них жизненной силы, крепости, характера! В противовес отстраненной немецкой музыкальной элите – улыбающийся Давид Ойстрах вместе со своим выдающимся учителем Петром Столярским[2] в окружении толпы юных талантов во время визита в школу для одаренных детей (1939).

В то время, пока Август Зингер ностальгировал по «Кельну – каким он был» (серия архитектурных фотографий), полузабытому герою советского фотоконструктивизма Михаилу Прехнеру удалось запечатлеть Москву, которой больше нет. Это смешные автобусы и ретро-автомобили по западным лекалам, брусчатые мостовые и афиши фильмов Чарли Чаплина, Площадь у Красных ворот, испещеренная трамвайными путями, и Пушкинская с остатками Сретенского монастыря, приспособленного для нужд Автодора. На столичных улицах еще можно было встретить конные повозки, а на территории нынешних спальных районов пасли скот и собирались с песнями под гармонь…

***

VIII Международная биеннале «Мода и стиль в фотографии» продлится до 26 мая и представит за это время более сорока экспозиций в основном проекте, и порядка тридцати в рамках специальной и параллельной программы на ведущих выставочных площадках Москвы.

В ближайшее время в ЦВЗ «Манеж» откроется целый ряд проектов, посвященный модной фотографии. Выставка «Dior Couture. Патрик Демаршелье» раскроет фэшн-съемку, как особый вид искусства. Экспозиция «Оутумуро. Looks» познакомит публику с работами одного из самых знаменитых испанских глянцевых фотографов Мануэля Оутумуро. Эталону красоты в ее самом современном понимании посвящен масштабный проект «Красота в XXI веке. Женщины мечты / Мужчины мечты», для которого куратор Надин Барт собрала множество работ статусных фотографов из мира фэшн-индустрии. Символы нашей эпохи предстанут такими, какими их увидели Петер Линдберг, Дэвид Ляшапель, Беттина Реймс, Брюс Вебер, Памела Хансон, Альбер Ватсон, Алек Сот, Элен Константин, Паоло Роверси и многие другие.

А любителей не только фотографии, но и классической музыки Мультимедиа Арт Музей приглашает на пять музыкальных вечеров, которые состоятся в рамках Биеннале «Мода и стиль в фотографии». Каждую субботу в 21:00 в атриуме музея будут выступать молодые музыканты — студенты и аспиранты московских музыкальных вузов, уже зарекомендовавшие себя на «большой сцене». Организаторы обещают, что серия концертов MAMMusic преподнесет классику так, что она станет приятна и интересна не только постоянным посетителям филармонии, но и тем, кому раньше казалась сложной и непонятной.

С полной программой Фотобиеннале, расписанием концертов и мастер-классов можно ознакомиться на официальном сайте Мультимеда Арт Музея.

Материал подготовила Мария Юрченко

Источник фото: http://mamm-mdf.ru/

Ранее по теме:

>>> В Москве состоится VIII Международная биеннале «Мода и стиль в фотографии»


[1] Александр Родченко (1891 – 1956) – советский фотограф, живописец, график и скульптор художник театра и кино; один из основоположников конструктивизма и родоначальник дизайна и рекламы в СССР.

[2] Петр Соломонович Столярский (1871 – 1944) – советский скрипач-педагог; основатель первой в СССР специализированной музыкальной школы для одарённых детей (в Одессе, 1933; ныне его имени).

Вернуться к списку новостей