В США в возрасте 78-и лет скончался легендарный американский пианист Вэн Клайберн. Последние годы маэстро жил в городе Форт-Уэрт штата Техас.
Пианист прославился во времена "холодной войны", покорив СССР после победы на проходившем в 1958 году в Москве первом Международном конкурсе имени Чайковского. С тех пор его связывали особые отношения с Россией.
В Советском Союзе его называли Ван Клиберн. Маэстро писал письма в «Известия» и «Правду» с просьбой вернуть своё настоящее имя Вэн Клайберн, но, как он сам признавался, был совсем не в обиде, когда в России по привычке говорили Ван Клиберн.
"В классической музыке очень важна экспрессия и интерпретация. Когда вы смотрите в ноты и видите там «pianissimo», «crescendo», «diminuendo», вы должны чувствовать эти «crescendo» или «diminuendo». Все люди разные. Когда вы выходите на сцену, все зависит только от вас. И это налагает на вас определенную ответственность, потому что вы должны показать публике ваши мысли – то, что вы думаете об этой пьесе и об этом композиторе..." Вэн Клайберн.
В интервью радио "Орфей" полтора года назад Вэн Клайберн рассказал, как вообще получилось, что он в 1958 году решил поехать на конкурс.
Я слышал такую историю возникновения конкурса: в то время в мире ощущался огромный технический прогресс. И многие музыканты говорили тогда: сегодня все обсуждают технические новшества, но почему-то никто не вспоминает о музыке. И вот однажды выдающиеся русские музыканты – Шостакович, Гилельс, Ростропович и другие – собрались вместе и решили организовать конкурс в честь великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Это было в сентябре 1957 года. Я жил тогда в Техасе дома со своими родителями. Мне позвонил концертный менеджер Александр Грайнер и предложил поехать в Москву на конкурс. Он сказал: «Ты любишь это, Вэн, и ты должен туда поехать»... Это был мой первый международный конкурс. Прежде я никогда не бывал за пределами моей страны, это была моя первая поездка. Я тогда сказал моей маме – моей первой и единственной до семнадцати лет учительнице – «Мама, ты должна поехать со мной». Но она ответила: «Нет, я не поеду, тебе уже больше 21 года, и теперь твоя жизнь зависит только от тебя. Я никак не смогу тебе помочь на сцене. И все твои решения, твои взлеты и падения – теперь это все решаешь ты сам»...
Интервью Вэна Клайберна – победителя Первого Конкурса Чайковского, которое он дал в 2011-м году специально для радиостанции «Орфей».