2 и 3 февраля в Малом зале Центра дизайна ARTPLAY будет показан театральный триптих «Язык. Дневник путешествующих». Это сложносочиненное действие, инициатором которого выступили композитор Ираида Юсупова и Лаборатория исследования игровых структур «Театрика».
В его основу положен принцип мистерии языка, на котором разговаривают персонажи разных частей Триптиха звери, птицы, люди, дети, адские существа. Но падения Вавилонской башни не происходит. Напротив, авторы Триптиха выстраивают устойчивую театральную форму, которая последовательно проводит зрителя через разные языческие формы диалога.
3 февраля там же состоится исполнение мистерии «Разговор животных» на музыку Ираиды Юсуповой. Автор сценария, режиссер, хореограф Наталья Кайдановская. Исполнители: солисты ансамбля Дмитрия Покровского, Ансамбль старинного танца при Московской консерватории «Time of Dance» и актеры-перформеры Лаборатории «Театрика».
По идее Н.Кайдановской, сюжет мистерии отражает зимнее солнцестояние поворот на прибавление света, который празднуется всеми народами во все времена. Его составляют гадание, ряжение и хороводы на основе известных святочных ряжений и русских сказок. Во второй части вечера будет показан фильм И. Юсуповой и Александра Долгина «Птицы».
Ираида Юсупова родилась 20 февраля 1962 г. в Ашхабаде в русско-татарской семье. В 1987 г. закончила Московскую консерваторию по классу Н. Н. Сидельникова. Стипендиатка Дармштадтских курсов новой музыки (1998). Постоянная участница фестивалей «Альтернатива», «Московская осень», «Московский форум», многих других международных музыкальных фестивалей. Один из лидеров «новой волны». Автор нескольких опер, трех симфоний, музыки к спектаклям и фильмам, электроакустической музыки, камерных и симфонических произведений, хоровых и вокальных сочинений на тексты П. Б. Шелли, Э. Дикинсон, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Б. Л. Пастернака, А. И. Введенского, Г. Н. Айги, Д. А. Пригова, Вяч. Курицына и др.
Неоднократно получала грант Фонда Сороса. Видеохудожник и режиссер экспериментального кино; организатор и арт-директор фестиваля видеооперы в центре «Дом».
Партитура «Разговора животных» создана с помощью сэмплов оцифрованного звука. Действие фильма «Птицы» происходит на вымышленном несуществующем языке, представляющем собой смесь редких, древних, искусственно сконструированных и сымпровизированных языков, а также фрагментов некоторых опознаваемых языков.