Théâtre des Champs-Elysées, известный своей скандальной премьерой «Весны священной» Игоря Стравинского, отмечает в нынешнем году свое 100-летие. Эклектичное здание из белого мрамора, спроектированное архитектором Огюстом Пере, найти сразу нелегко. Оно расположено на авеню Монтень, в VIII квартале Парижа, чуть в стороне от Елисейских полей.
Комплекс располагает сразу тремя концертными залами: Большим, оперным, а также специальной Студией Елисейских полей. Афиша Théâtre des Champs-Elysées изобилует яркими именами прославленных музыкантов со всего мира.
12 января на исторической сцене состоялись гастроли Симфонического оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса. Это выступление проходило накануне 70-летнего юбилея всемирно известного маэстро.
В подарок французам и гостям города баварцы преподнесли исполнение симфонии «Турангалила» Оливье Мессиана произведения, оказавшего мощное воздействие на развитие французской музыкальной культуры прошлого столетия.
В театре Елисейских полей впечатляющее полотно Мессиана со дня парижской премьеры 1954 года исполнялось всего четыре раза, последний в 2005-м при участии Национального оркестра Франции под руководством Инго Метцмахера.
Композитор написал «Турангалилу» по заказу Бостонского симфонического оркестра. Внимание Мессиана привлекла древняя Индия с её буддийской символикой и непрерывными музыкальными формами типа раги. В своем сочинении автор вступает в диалог с романтиками, прежде всего с Вагнером и Берлиозом, и даже сам комментирует философский подтекст симфонии: «Лила игра творения и любовь, туранга воплощение вечного движения и ритма. Турангалила сочетает в себе одновременно песнь любви, гимн радости, движению, ритму, жизни и смерти».
Марис Янсонс несколько лет назад уже исполнял симфонию «Турангалила» Оливье Мессиана вместе с Амстердамским оркестром Концертгебау. По словам дирижера, это произведение ему очень дорого.
Марис Янсонс: «Я обожаю эту партитуру. Это великое произведение французской музыки XX века особый мир, стиль, неповторимые краски оркестра. Мы играем эту симфонию вместе с замечательным французским пианистом Жаном Ивом Тибоде, также принимавшем участие и в амстердамском исполнении с оркестром Концертгебау под моим управлением. Приезд в Париж с симфонией «Турангалила» Мессиана для меня лично особенный концерт, очень меня радующий. Получилось случайно (смеётся) накануне моего дня рождения, так что я сам себе сделал творческий подарок».
Экзотику «Турангалилы» при очень богатом оркестре, с насыщенной группой ударных и солирующим фортепиано, дополняет электронный музыкальный инструмент - волны Мартено. Он был сконструирован в конце 1920-х годов во Франции Морисом Мортено. В отличие от фортепиано волны Мартено способны исполнять только одноголосные мелодии. При этом тембральная окраска насыщенна и богата по звучанию.
Первой исполнительницей партии волн Мартено в симфонии «Турангалила» была Жанна Лорио. Она вспоминала, что этот инструмент привлёк Мессиана необычайной музыкальностью и неземным звуком, который парит над всем оркестром в течение всей симфонии. Как известно, Мессиан был ревностным католиком и мечтал услышать такие звуки на небесах.
Партию волн Мартено на сей раз исполнила Синтия Миллар, а виртуозную партию рояля известнейший пианист Жан Ив Тибоде, давний творческий партнер маэстро Янсонса.
Жан Ив Тибоде: «Марис Янсонс один из моих кумиров. Общаться и сотрудничать с этим дирижером огромная честь и удовольствие. Я играю с ним достаточно много лет, с 1991 года, когда мы впервые вышли вместе на сцену в Америке. С тех пор мы переиграли самый разнообразный репертуар, в особенности с оркестром Концертгебау. Я постоянно ищу возможность выступить вместе с Марисом, стараюсь научиться у него чему-то новому, наблюдая, как он дирижирует, проводит репетиции. Общение с маэстро Янсонсом меня очень вдохновляет».
Публика на концерте буквально ревела от восторга. Признаюсь, я услышал совершенно новое прочтение шедевра Мессиана. При всем уважении к интерпретациям Сейджи Озавы, Риккардо Шайи, Мюнг Вун Чунга и Кента Нагано, проникновение Мариса Янсонса в таинственные миры музыки Оливье Мессиана, открыло слушателям новые горизонты этого монументального опуса. Оркестр Баварского радио был необычайно гибок и поистине совершенен, демонстрируя богатство красок и пеструю мозаику сонорных звучаний. Марис Янсонс отшлифовал партитуру сложнейшей симфонии до блеска.
Временами казалось, что в Театре Елисейских полей звучит сама Вселенная.
Виктор Александров из Théâtre des Champs-Elysées, Париж (Франция) специально для р/ст «Орфей»