Париж город-музей, славный своими богатыми музыкальными традициями и необычайно интенсивной культурной жизнью.
Концертный зал Плейель один из главных музыкальных центров французской столицы. Здание, выдержанное в стиле «ар-деко», считается одним из самых больших концертных залов мира. Его вместимость примерно 1900 мест. По декору и убранству он нисколько не уступает своим парижским «собратьям»: залам театров Елисейских полей и Шатле, где также устраиваются концерты классической музыки.
Выступать в Плейеле престижно для любого музыканта. Недавно свои гастроли завершил симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. После триумфального цикла всех симфоний П.И.Чайковского маэстро Гергиев теперь представляет на сцене парижского Плейеля беспрецедентный проект - симфонический цикл Д.Шостаковича.
Однако в орбите нашего внимания выступление французских музыкантов Парижского симфонического оркестра, или Оркестра де Пари, как принято его везде называть.
Этот музыкальный коллектив преемник оркестра Концертного общества Парижской консерватории, созданного в 1828 году.
Современная история оркестра ведется с 1967 года, когда за дирижерский пульт встал его основатель, легендарный Шарль Мюнш. С тех пор с оркестром сотрудничали такие корифеи дирижерского искусства, как Герберт фон Карян, сэр Георг Шолти, Кристоф фон Донаньи, Кристоф Эшенбах, Даниэль Баренбойм и многие другие.
С 2010 года Оркестром де Пари успешно руководит известнейший эстонский дирижер Пааво Ярви. Этот оркестр под управлением маэстро Ярви принял участие в III Международном фестивале Мстислава Ростроповича, который проходил в российской столице прошлой весной.
На этот раз с оркестром де Пари на сцене зала Плейель (базовой площадке коллектива) дебютирует известный итальянский оперный дирижер Никола Луизотти. Сейчас он возглавляет оперу Сан-Франциско и итальянский театр Сан-Карло в Неаполе. Никола Луизотти очень яркий и эмоциональный музыкант.
Программу парижского концерта открыла увертюра к опере Д.Верди «Сила судьба», как приношение итальянскому композитору, чье 200-летие будет широко отмечаться в этом году. Затем последовала русская симфоническая классика: «Итальянское каприччио» П.Чайковского, произведения С.Прокофьева и И.Стравинского, чей Концерт для скрипки с оркестром блистательно исполнил израильский скрипач Гил Шахам. В его великолепной игре преобладали экспрессия и гротеск, нередко на грани эксцентрики.
Гил Шахам: «Поразительно, что этот концерт был написан в 1931 году во время Великой депрессии, именно здесь, в Париже. При этом он столь жизнерадостный, оптимистичный, полный веселья. Конечно, во второй части есть очень трогательные, глубокие эпизоды, но в целом доминирует все же настроение радости. Стилистика концерта отсылает нас к эпохе барокко, жанру кончерто гроссо. Я обожаю играть это сочинение. Это удовольствие для меня, для оркестра, для всех нас вместе».
Игорь Стравинский посвятил это произведение американскому скрипачу с российскими корнями Сэмюэлу Душкину. Он же и был первым исполнителем этого концерта в Берлине в 1931 году. А потом вышла пластинка Душкина с Концертом Стравинского.
Гил Шахам: «Да, конечно, я слышал его исполнение, оно великолепное! А когда смотришь, как дирижирует Стравинский, бросается в глаза, что он улыбается и танцует! И не случайно на музыку этого концерта Джордж Баланчин поставил свой знаменитый, бессмертный балет»!
Концерт Оркестра де Пари завершила Третья симфония Сергея Прокофьева, овеянная образами символистского романа Валерия Брюсова «Огненный ангел». Собственно говоря, музыкальный материал симфонии основан на темах одноименной оперы С.Прокофьева.
Премьера симфонии состоялась в Париже в 1929 году в знаменитых концертах Пьера Монте с участием Парижского симфонического оркестра. Сегодня это произведение нисколько не утратило своей свежести и оригинальности.
Никола Луизотти проделал с французскими музыкантами скрупулезную и тщательную репетиционную работу над прокофьевской симфонией. Итальянский маэстро почувствовал тот самый психологический нерв, который пронизывает музыкальную ткань произведения от первой до последней ноты.
Виктор Александров из зала Плейель (Париж, Франция) специально для р/ст «Орфей»