28 января в Большом зале Московской консерватории выдающийся образец концертного жанра Тройной концерт Бетховена прозвучит в исполнении блистательного ансамбля: пианиста Николая Луганского, скрипача Сергея Крылова и виолончелиста Александра Князева, которым будет аккомпанировать Национальный филармонический оркестр России. НФОР один из самых динамично развивающихся и молодых симфонических оркестров столицы, отмечающий в 2013-м своё десятилетие. Во втором отделении будет исполнена Третья, «Героическая» симфония Бетховена. За дирижёрским пультом Александр Сладковский, с чьим именем сегодня связан настоящий творческий ренессанс одного из самых авторитетных региональных симфонических коллективов Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.
Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели (или Тройной концерт) и Третья, «Героическая» симфония шедевры Бетховена, ставшие значительными вехами не только для творческого пути композитора, но и открывшие новый этап в истории симфонической музыки. Эти партитуры, как и другие произведения, написанные в ознаменованное небывалым творческим подъемом десятилетие между 1802-м по 1812-м годами, отразили не только самые актуальные идеи того времени, но и судьбоносные размышления композитора. Прогрессирующая глухота не уничтожила в Бетховене музыканта, но прежде чем продолжить сочинять, он прошёл тяжелейший путь, от раздумий о самоубийстве до ставшего лейтмотивом многих последующих партитур девиза: «Я схвачу судьбу за глотку!». Среди последовавших как из рога изобилия после этого преодоления себя гениальных опусов были и «Героическая», и Тройной концерт. В Третьей симфонии образы высокого мужества, пламенной страсти и горестного смирения становятся созвучны идеям Французской революции и освободительных движений начала XIX века, которым сочувствовал композитор. Первоначально партитура была посвящена Наполеону, на её титульном листе значилось: «Буонапарте». Но когда Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен ликвидировал посвящение и новое заглавие симфонии гласило: «Eroica». Премьера «Героической» в начале 1805 года произвела фурор. Необычны были и её смелая идея, и новизна композиционных приёмов, и небывалые по тем временам масштабная продолжительность и величественная оркестровка. Новации сделали «Героическую» точкой отсчёта в новой истории симфонического искусства.
Не менее революционным стал для своей эпохи и Тройной концерт. В его удивительной партитуре сочетается, казалось бы, несочетаемое: пламенная бетховенская героика, присущие классицистскому стилю гармония, возвышенность и стройностью форм, а также традиции барочного концертирования виртуозного исполнительского искусства, ставящего во главу угла сольное мастерство, страсть к вдохновенному, увлечённому музицированию. Всё это делает Тройной концерт особенно интересным с интерпретационной точки зрения. Тем более, когда к нему обращается ансамбль такого высокого уровня, как трио Луганский-Крылов-Князев.
Каждый из этих солистов давно завоевал мировое признание. Эталонными признаются многие из их прочтений, причём не только сольные, но и ансамблевые. Николай Луганский, Сергей Крылов и Александр Князев играют друг с другом в различных камерных ансамблях. В трио с А.Князевым и С.Крыловым партию фортепиано как правило исполняет Борис Березовский. В предстоящем исполнении Тройного концерта Бетховена С.Крылов и А.Князев впервые играют в трио с Н.Луганским.