На историческую сцену Большого театра возвращается балет Л.Минкуса «Баядерка» (его премьера состоялась 25 ноября 1991 г). Он будет показан 24, 26, 27, 29, 30 и 31 января.
Хореография Мариуса Петипа, новая сценическая редакция Юрия Григоровича, дирижер-постановщик - Павел Сорокин, костюмы и декорации Николая Шаронова, консультант по костюмам и декорациям Валерий Левенталь.
Спектакль 27 января будет транслироваться более чем в восьмистах кинотеатрах мира, а также на русском сайте YouTube и на канале «Культура».
Главные партии в этот день исполнят Светлана Захарова Никия, Мария Александрова Гамзатти, Владислав Лантратов Солор.
«Баядерка» (1877) последний трагический балет Мариуса Петипа и первый в ряду его шедевров. Это красочное, слегка ностальгическое прощание 58-летнего мэтра петербургского балета с романтическими иллюзиями и близкой его сердцу мелодрамой.
До глубокой старости Петипа оставался галантным поклонником прекрасного пола. Для него женщина символ балета. Мужчине Петипа отводил скромную роль галантного кавалера прекрасной дамы. Такова основа его балетной эстетики, по канонам которой создана и «Баядерка». Об этом пишет в воспоминаниях балерина Екатерина Вазем, создательница партии Никии. Ее партнером на премьере в петербургском Большом театре был Лев Иванов, будущий постановщик бессмертных лебединых сцен в «Лебедином озере».
«Баядерка» образцовое произведение одного из стилистических направлений ХIХ века эклектизма, который французы называют то стилем Наполеона III, то необарокко. Эпоха эклектизма оставила потомкам замечательные произведения искусства роскошное здание Парижской Оперы и казино в Монте-Карло архитектора Шарля Гарнье, картины и гравюры Гюстава Доре и Жана Моро.
Чего только «не смешалось» в первой «Баядерке»! Мелодраматический сюжет о любви двух клятвопреступников, классицистский конфликт любви и долга, сословная коллизия соперничество бедной баядерки и дочери раджи, даже кощунственный для императорской сцены финал: гибель правителей и придворных под руинами храма во время бракосочетания Солора и Гамзатти... При том в ней было огромное количество сольных, ансамблевых классических и характерных танцев, величественные шествия и игровые пантомимные эпизоды, среди которых особой популярностью пользовалась знаменитая «сцена ревности двух соперниц» Никии и Гамзатти. Но в «Баядерке» есть и мистика, и символика: ощущение, что с первой сцены над героями занесен «меч, карающий с небес».