Два январских концерта Госоркестра России имени Светланова под управлением Владимира Юровского 24 января в Большом зале консерватории и 26 января в Концертном зале имени П.И. Чайковского примечательны обращением оркестра к редко исполняемой в России музыке Цемлинского и участием в программах солистов экстра-класса с международным признанием.
Владимир Юровский: «Музыка Цемлинского очень близка моему сердцу, и по возможности я включаю его произведения в программы своих концертов: скажем, в Петербурге дирижировал циклом Шесть песен на стихотворения Мориса Метерлинка для меццо-сопрано и камерного оркестра, в Москве симфонической фантазией Русалочка. Его Лирическую симфонию, написанную на стихи Рабиндраната Тагора, признанный шедевр, выдающееся сочинение, сравнимое с Песней о земле Густава Малера, мне хотелось представить вкупе с музыкой тех авторов, которые были особенно близки Цемлинскому: у Брамса он учился, произведениями Моцарта и Рихарда Штрауса неоднократно дирижировал. Игорь Стравинский писал, что лучшее исполнение моцартовской Свадьбы Фигаро, которое он слышал, шло именно под управлением Цемлинского».
В наследии Александра фон Цемлинского прихотливо сплелись самые разные тенденции полистилистического ХХ века. Свойственное классицистам стремление к четким пропорциям и стройной композиции, связь с эстетикой Вагнера в оперном жанре, влияние импрессионизма в изысканной оркестровке и звукописи, экспрессионизма в сверхэмоциональной лирике. Но главное, что позволяет музыке Цемлинского абсолютно покорять сердца и пронзать души это её хрупкая, ускользающая красота, граничащая с декадентской утончённостью, но не саморазрушительная и отрицающая традицию, а удивительно стройная и гармоничная. Не смотря на всю прогрессивность техники и выразительного языка Цемлинского, сущность его музыки в воспевании совершенной гармонии. Но эта классицистская эстетика оказалась неактуальна в век глобальных перемен и катастроф, в эпоху модернизма и авангарда, которая отрицала само следование традициям. Лишь в последней четверти ХХ столетия, уставшего от авангардизма и деконструктивизма, музыка Цемлинского открылась своим истинным смыслом. Она позволила заново оценить, как важна естественность, как можно, не совершая революций, оставаться самобытным художником, и как, следуя традициям, создавать подлинные шедевры.
В 1970-ые главные сочинения Цемлинского были исполнены и записаны, его музыка возвратилась из забвения. Однако в России его сочинения по-прежнему звучат крайне редко. Лирическая симфония одно из краеугольных и наиболее часто исполняемых произведений композитора. При жизни Цемлинский был известен прежде всего как один из лучших дирижеров своего времени. В качестве такового он трижды в 1920-З0-е годы приезжал на гастроли в Ленинградскую филармонию. В этой ипостаси он прославился прежде всего своим проникновенным исполнением музыки Малера и Шёнберга. А служа в задающих в то время тон в опере театрах Вены, Праги и Берлина, завоевал славу как блестящий исполнитель опер Вагнера и Моцарта. Стравинский, считая Цемлинского лучшим из дирижёров, признавался: "До моего понимания Моцарта был всего один шаг и этот шаг за меня сделал Цемлинский!" Этим фактом объясняется включение в программу Симфонии № 25 Моцарта во втором концерте, 26 января. И символично включение симфонической поэмы «Метаморфозы» Рихарда Штрауса. Одно из последних произведений композитора, «Метаморфозы» были завершены в 1945-м, и цитирование траурного марша из Героической симфонии Бетховена воспринимается в нём как не только как воспевание великих образцов искусства, но и как глубокая скорбь о трагедиях, нанесённых человечеству нацизмом. От гитлеровского режима был вынужден бежать и Цемлинский. В 1938-м он приезжает в Америку, но этот переезд оказывается губительным для композитора. В 1942-м он умирает.
Цемлинский был и авторитетным педагогом. Среди его учеников Арнольд Шёнберг, пророчески заявивший в 1949-м: "Я всегда твердо верил, что он был большим композитором, и я и сейчас верю в это. Возможно, его время придет скорее, чем мы думаем". Трагической, неразделённой любовью Цемлинского стала его ученица Альма Шиндлер, ставшая женой Густава Малера. Сам Цемлинский, будучи учеником Брамса, на протяжении всего творческого пути сохраняет связь с музыкой этого «последнего классика». Поэтому логично включение в программу первого концерта, 24 января, Концерта №2 для фортепиано с оркестром Брамса.