Два январских концерта Госоркестра России имени Светланова под управлением Владимира Юровского – 24 января в Большом зале консерватории и 26 января в Концертном зале имени П.И. Чайковского – примечательны обращением оркестра к редко исполняемой в России музыке Цемлинского и участием в программах солистов экстра-класса с международным признанием.

Владимир Юровский: «Музыка Цемлинского очень близка моему сердцу, и по возможности я включаю его произведения в программы своих концертов: скажем, в Петербурге дирижировал циклом “Шесть песен на стихотворения Мориса Метерлинка” для меццо-сопрано и камерного оркестра, в Москве – симфонической фантазией “Русалочка”. Его “Лирическую симфонию”, написанную на стихи Рабиндраната Тагора, – признанный шедевр, выдающееся сочинение, сравнимое с “Песней о земле” Густава Малера, – мне хотелось представить вкупе с музыкой тех авторов, которые были особенно близки Цемлинскому: у Брамса он учился, произведениями Моцарта и Рихарда Штрауса неоднократно дирижировал. Игорь Стравинский писал, что лучшее исполнение моцартовской “Свадьбы Фигаро”, которое он слышал, шло именно под управлением Цемлинского».

В наследии Александра фон Цемлинского прихотливо сплелись самые разные тенденции полистилистического ХХ века. Свойственное классицистам стремление к четким пропорциям и стройной композиции, связь с эстетикой Вагнера – в оперном жанре, влияние импрессионизма – в изысканной оркестровке и звукописи, экспрессионизма – в сверхэмоциональной лирике. Но главное, что позволяет музыке Цемлинского абсолютно покорять сердца и пронзать души – это её хрупкая, ускользающая красота, граничащая с декадентской утончённостью, но не саморазрушительная и отрицающая традицию, а удивительно стройная и гармоничная. Не смотря на всю прогрессивность техники и выразительного языка Цемлинского, сущность его музыки – в воспевании совершенной гармонии. Но эта классицистская эстетика оказалась неактуальна в век глобальных перемен и катастроф, в эпоху модернизма и авангарда, которая отрицала само следование традициям. Лишь в последней четверти ХХ столетия, уставшего от авангардизма и деконструктивизма, музыка Цемлинского открылась своим истинным смыслом. Она позволила заново оценить, как важна естественность, как можно, не совершая революций, оставаться самобытным художником, и как, следуя традициям, создавать подлинные шедевры.

В 1970-ые главные сочинения Цемлинского были исполнены и записаны, его музыка возвратилась из забвения. Однако в России его сочинения по-прежнему звучат крайне редко. Лирическая симфония – одно из краеугольных и наиболее часто исполняемых произведений композитора. При жизни Цемлинский был известен прежде всего как один из лучших дирижеров своего времени. В качестве такового он трижды в 1920-З0-е годы приезжал на гастроли в Ленинградскую филармонию. В этой ипостаси он прославился прежде всего своим проникновенным исполнением музыки Малера и Шёнберга. А служа в задающих в то время тон в опере театрах Вены, Праги и Берлина, завоевал славу как блестящий исполнитель опер Вагнера и Моцарта. Стравинский, считая Цемлинского лучшим из дирижёров, признавался: "До моего понимания Моцарта был всего один шаг и этот шаг за меня сделал Цемлинский!" Этим фактом объясняется включение в программу Симфонии № 25 Моцарта во втором концерте, 26 января. И символично включение симфонической поэмы «Метаморфозы» Рихарда Штрауса. Одно из последних произведений композитора, «Метаморфозы» были завершены в 1945-м, и цитирование траурного марша из Героической симфонии Бетховена воспринимается в нём как не только как воспевание великих образцов искусства, но и как глубокая скорбь о трагедиях, нанесённых человечеству нацизмом. От гитлеровского режима был вынужден бежать и Цемлинский. В 1938-м он приезжает в Америку, но этот переезд оказывается губительным для композитора. В 1942-м он умирает.

Цемлинский был и авторитетным педагогом. Среди его учеников – Арнольд Шёнберг, пророчески заявивший в 1949-м: "Я всегда твердо верил, что он был большим композитором, и я и сейчас верю в это. Возможно, его время придет скорее, чем мы думаем". Трагической, неразделённой любовью Цемлинского стала его ученица – Альма Шиндлер, ставшая женой Густава Малера. Сам Цемлинский, будучи учеником Брамса, на протяжении всего творческого пути сохраняет связь с музыкой этого «последнего классика». Поэтому логично включение в программу первого концерта, 24 января, Концерта №2 для фортепиано с оркестром Брамса.

Вернуться к списку новостей