На сцене Кремлевского дворца 25 января и 26 февраля пройдет премьера балета "Красавица и Чудовище" на музыку легендарного греческого рок-композитора Вангелиса. 

Поскольку музыку Вангелиса раньше у нас не слышали (и мы почти ничего о нем не знаем, несмотря на голливудский успех: у композитора свыше 40 студийных альбомов и 50 саундтреков для кино, принесших ему Оскар и Грэмми). Всего балетов у Вангелиса три. И это немало. Для сравнения, у Петра Ильича Чайковского тоже три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

В общем, не будет лишним хотя бы вкратце рассказать о том...

... что Вангелис начал сочинять музыку в 4 года. Несмотря на свой абсолютный слух музыкальную грамоту освоить музыкальную грамоту не получилось. То есть Моцарта с листа композитор сыграть не сможет. Зато строгие рамки академической музыки не помешали Вангелису состояться в профессии и перепробовать свои силы в различных жанрах от а...вангарда до э...лектроники.

В конце концов, Вангелис нашел свой способ обрести композиторскую независимость - придумал инструмент наподобие органа, у которого к каждой педали "привязана" какая-то группа и симфонического оркестра. Так, композитор жмет на одну педаль - тему играют скрипки, жмет на другую - тему поддерживают валторны.

(Красавица - Александра Тимофеева, Чудовище и Принц - Михаил Евгенов, крайний справа - дирижер Игорь Разумовский)

***

Напомню, что в Кремле есть традиция подзвучивать концерты. Дирижер Игорь Разумовский рассказал в интервью о том, как ему работается в необычном для балета звуковом формате.


- Игорь, поздравляю Вас с премьерой. Звук во время балета идет через колонки, поэтому музыкантам необходимо играть чутко?  У Вас, как у дирижера, ощущения во время балета, наверное такие же, как и на записи?

- Так сложилось, что в зале действительно нет акустики, и какой бы оркестр ни играл, его все равно будут подзвучивать.

- Какие задачи Вы ставили перед собой как дирижер? На Ваш взгляд, удалось ли их реализовать?

- Давайте я начну с конца - реализовать задачи нам удалось. Задачи были довольно простые: надо было показать основные идеи музыки и сделать все для того, чтобы музыка соответствовала хореографии.

- В плане музыки у меня, как у зрителя, возникают картинки музыкального коллажа: этот кусочек напоминает по стилю мюзикл, этот фрагмент - из настоящей классики... а этот - из адаптированной классической музыки...

- Это Вангелис. Давайте называть вещи своими именами. Таков стиль композитора. У балета, как и в фигурном катании, есть обязательные элементы, без которых балет не может быть балетом. Поэтому в балете должно быть свое па-де-де, адажио, как и у Чайковского.

- Чайковский, кстати, слышится..

- Давайте не будем думать, что это плагиат. Невозможно обойтись в балете без Чайковского, - каждый раз, когда начинает играть первая скрипка, у всех в зале возникает ассоциация с музыкой Чайковского. Это необязательное заимствование, это стиль. Чайковский задал такую планку, выше которой практически невозможно перепрыгнуть. Не надо на это обращать внимание. Ведь все профессионалы в фигурном катании прыгают тройной аксель. А это тройной тулуп.

- Возвращаясь к работе с оркестром... Наверное, из-за подзвучки каждый музыкант в оркестре чувствует себя солистом?

- Состав нашего оркестра большой, мы работали с двумя коллективами: с Государственным симфоническим оркестром "Новая Россия" и Ансамблем солистов "Новая классика", но будем считать, что мы работаем в одном коллективе, в котором каждый музыкант понимает, что он сидит под прицелом, ведь есть микрофон. Музыкант его видит и понимает, что не имеет права фальшивить. Хотя живая музыка отличается тем, что какие-то огрехи придают ей вкус. Если бы все было стерильно, это было бы просто неинтересно слушать. Какие-то огрехи, конечно, недопустимы по большому музыкантскому кодексу, но это можно сравнить с прослушиванием пластинки без призвуков шипения от иглы. Многие ценители музыки как раз выбирают пластинки, а не cd. Есть в этом какая-то жизнь и дыхание. Особый вкус есть и в шорохе партитур….

Последняя сцена из балета... перед занавесом


Хореографией балета занимался британский хореограф Уэйн Иглинг, в недавнем прошлом худрук Голландского Национального балета и Английского Национального Балета, в давнем - премьер балета Ковент-Гарден. Именно на сцене Ковент-Гардена в 1986 году Уэйн Иглинг впервые поставил "Красавицу и Чудовище".  

Прошли годы и ... эти 25 лет доказали, что постановка балетмейстера может быть актуальна и сегодня. Правда, с изменениями в либретто и музыке. Специально для новой редакции Уэйн Иглинг дополнил свое либретто новыми сценами. В частности, добавил смешные сцены танцующих лесных зверюшек. По старой дружбе Вангелис для этих сцен написал дополнительную музыку и при этом ... не взял ни копейки за свою работу.

Что касается художественной формы, Уэйн Иглинг не собирается останавливаться на достигнутом... и цементировать балет, несмотря на успех у публики.  Для Иглинга нет предела совершенству, так что он собирается по ходу представлений внести ряд изменений.

Вообще хореография Иглинга замиксована на сочетании современного и академического балета. Артистам театра "Кремлевский балет", по их собственному признанию, не всегда приходилось легко.  А тут еще ограниченные сроки и постоянные изменения... Но труппа с блеском справилась - выучила не только новый язык, но и научилась на нем говорить.

Удивительно легка и свободна Александра Тимофеева в роли Красавицы. Михаил Евгенов поразил своим владением телом: по сюжету он играет два контрастных образа, - не каждому артисту дано сочетать в одном спектакле пластику грациозного Принца и прихрамывающего Чудовища..




Художественный руководитель труппы "Кремлевского балета" Андрей Петров (слева), хореограф Уэйн Иглинг (справа) и художник-постановщик Ян Пьенковски (в центре) поздравляют друг друга с премьерой.

Андрей Борисович Петров, художественный руководитель театра "Кремлевский балет", народный артист Российской Федерации, ответил на несколько вопросов о постановке:

- Андрей Борисович, расскажите, пожалуйста, в чем именно для Вас заключается новый язык, на котором "говорит" этот балет?

- Новый язык - это современная хореография, и прежде всего - элементы современной хореографии, которые очень органично присутствуют наряду с чистой классикой. Все это выдержано в чистом английском стиле, здесь нет переборов, и вообще приставка "пере" отсутствует. У "Красавицы и Чудовища" хороший уровень хореографической лексики, интересно построены мизансцены, при чем не всегда так, как мы привыкли в классическом балете. На мой взгляд, еще большее звучание и вес постановке придало то, что Уэйн Иглинг сделал два акта и Вангелис дописал часть музыки. Этот балет - удачное дополнение в наш репертуар.

- Андрей Борисович, артисты в балете совмещают классику и модерн, насколько это привычно для Вашей труппы?

- Наши артисты не первый раз сталкиваются с современной хореографией. Вместе с Андрисом Лиепой мы работаем над постановками балетов "Русские сезоны ХХI века", в которые включаем западных хореографов. В частности, Господин Уэйн Иглинг ставил нам "Синий Бог". Одной из последних наших работ стал балет «Клеопатра - Ида Рубинштейн» в постановке хореографа, имеющего сегодня большую востребованность  в мире  Патрика де Бана. Это история о том, как создавался образ Клеопатры в труппе Сергея Дягилева, и в этом балете много современной хореографии. Поэтому наша труппа справляется с этим уже достаточно хорошо.

- Сколько длился репетиционный период?

- В общей сложности, с учетом всех гастролей, у нас было 2 месяца. Это для нас нормальный срок.


Материал подготовила специальный корреспондент радио "Орфей"

Екатерина Андреас


Вернуться к списку новостей